загрузка...
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Особое значение имеет коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Одним из направлений работы инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР является обучение их игре в шашки. Игра в шашки способствует развитию познавательных процессов, формированию умения устанавливать контакт с партнером, соблюдать правила игры, избегать конфликтных ситуаций. Главная задача – сформировать у детей устойчивый интерес к шашкам, не отпугнуть их сложностью задач. Шашки – это целый мир логики и эмоций, со своими взлетами и падениями, радостями и печалями.
Процесс обучения игре в шашки начинается в старшей группе, включает в себя знакомство детей с историей и правилами игры, подготовку памяток для родителей и воспитателей по данной тематике. Вначале проводится беседа со всеми воспитанниками группы: рассматриваются доски с выделением черных и белых полей, фишки. Инструктор по физической культуре раздает каждому по 2 фишки (черную и белую) и объясняет, что шашки стоят и двигаются только по черным клеточкам. Детям необходимо объяснить, что размещать шашки следует в 3 ряда от ближнего к себе края и только на черные клеточки, оставляя центр свободным для совершения ходов. Инструктор по физической культуре показывает, что игрок-ходок должен «бить» шашку противника и убрать ее с поля. Он уточняет, что простые шашки, достигнув последнего ряда поля соперника, становятся шашками-дамками. Дамка (перевернутая фишка) может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. В дальнейшем тренировки проходят в процессе индивидуальной работы с детьми или работы в мини-группах [4].
Своеобразным подведением итогов проделанной работы с детьми стал шашечный турнир на приз «Золотая шашка», проведенный в подготовительной (коррекционной) группе №5 в конце 2010 – 2011 учебного года. Незадолго до него был объявлен смотр-конкурс «Шашки – это интересно», участие в котором предполагало изготовление рисунков, поделок, сочинение литературных произведений на заданную тему.
Сценарий шашечного турнира на приз «Золотая шашка»
Программные задачи. Упражнять детей в умении играть в шашки. Учить детей ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, внимание. Вырабатывать у детей выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах. Развивать умение видеть красоту отдельных ходов, комбинаций, радоваться за своих друзей.
Ведущий Как красиво в нашем зале,
Давно такого не видали,
Как будто через сотни лет,
Нам шахматисты шлют привет.
1 ребенок К шашке трудно найти равнодушных,
Фигуры на досках ходят послушно.
2 ребенок Любят соперничать дети играя,
Но здесь перед нами игра непростая.
3 ребенок Много тут разных правил, запретов,
Соперники помнят, конечно, об этом.
4 ребенок Кто победитель – решает судья,
Набрал больше баллов – победа твоя.
5 ребенок В нашей команде все – молодцы!
Все замечательные игроки,
Дружно мы играем в шашки,
Дети Все награды будут наши! [1, с. 24, 45, 60].
Дети проходят по залу и садятся на стульчики.
Ведущий Сегодня в нашем детском саду состоится турнир по шашкам. Наши ребята познали азы гениальной игры в шашки, и надеемся, что они пронесут любовь к данной игре через всю жизнь. Напоминаю правила игры: 1) игра проходит только по черным полям; 2) ходы совершаются по очереди; 3) простая шашка может перемещаться вперед и назад; 4) если вы прикоснулись к своей шашке, то обязаны ею пойти.
Главный судья турнира – заведующая МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» Губарькова Татьяна Александровна. Кроме того, у нас есть судьи, которые будут следить за игрой каждого участника турнира.
Критерии оценивания игры: 1) участник турнира играет по 2 партии (одну – белыми, другую – черными); 2) победителем турнира считается шашист, набравший в нем наибольшее количество очков; 3) в турнирную таблицу ставится за выигрыш партии одно очко, при ничьей – пол-очка, проигравшему – ноль.
Путем жеребьевки определим, кто с кем и за каким столом будет играть.
Ведущий Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем сочиненные детьми сказки, стихотворения, загадки о шашках, а также рассказы детей о процессе изготовления рисунков на тему: «Путешествие в загадочную шашечную страну», поделок на тему: «Приключения на шашечной доске».
Подведение итогов смотра-конкурса «Шашки – это интересно» и шашечного турнира на приз «Золотая шашка». Награждение участников, вручение дипломов и ценных призов.
|