загрузка...
Оформление: В фойе и в аудиториях школы размещаются стенгазеты, оформленные специально к этому празднику, плакаты с поздравительным текстом, а также портреты известных российских полководцев, военачальников, героев двух Отечественных войн — 1812 г. и 1941—1945 гг. Перед началом праздника в актовом зале звучит музыка военных лет.
На сцену выходят юноша и девушка, и на фоне кадров из военной кинохроники читают стихи.
Ученица: Время героев, обычно ты кажешься прошлым: Главные битвы приходят из книг и кино, Главные даты отлиты в газетные строки, Главные судьбы историей стали давно.
Ученик: Время героев, по самому высшему праву, Ты подарило далеким и близким годам Доблесть, и славу, и долгую добрую память. Время героев, а что ты оставило нам?
Ученица: Ты нам оставило ясное небо Отчизны, Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, Ты нам оставило самое главное в жизни — Радость работы на мирной, счастливой земле.
Звучит песня о Родине.
Ведущий: Дорогие друзья, студенты и преподаватели колледжа, уважаемые гости (это — ветераны Великой Отечественной войны, Герои России или просто представители военной профессии). Сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник — День защитника Отечества! Поздравляем Вас! Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки.
Ученица: Живем мы посреди большой России, Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы нас спросили, Меч для врага, объятья для друзей! Нам Родину завещано любить И сердцем отовсюду к ней тянуться, Не перервать связующую нить — И нам порой так нужно оглянуться…
Звучит старинная русская музыка и на ее фоне продолжается чтение.
Ученик: Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь. Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, — Славлю каждую высь и пядь, - Любуюсь полями, долинами. Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью…
Ведущий: Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.
Ученица: Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…
Исполняется русская народная песня (или звучит запись).
Ученик: Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от ворогов защищать, а их-то у нашего народа было немало.
Ученик: Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.
Вопрос: Кто из присутствующих может назвать дату Куликовской битвы?
Ответ: 1380 год.
Ученица: Чем старше ты, матушка Русь, Тем все больше глядишь моложавою, Счастлив я, что с такою державою В самом близком родстве нахожусь.
Ученик: Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.
На экране — фрагмент к/ф «Александр Невский».
Ученик: А теперь представим себе XVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным. (Демонстрируется иллюстрация с изображением Ивана Грозного). Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре I (демонстрируется его портрет).
На экране — фрагмент к/ф «Россия молодая», или «Северная война».
Ученица: Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре I.
Звучит музыка.
Ученик: Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812… К этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.
Звучит музыкальное произведение XIX века (желательно на скрипке или фортепьяно), если нет — фонограмма.
Ученица: Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба… Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек.
Вопрос: Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?
Ответ: Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года. В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.
Чтец читает отрывок из стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
Ученик: От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.
Звучит светлая инструментальная музыка и на ее фоне читаются стихи.
Ученица: Была жизнь прекраснее летнего вечера, Ясноглаза, светлолоба, Прелестью облика человечьего - Гляди на нее, да любуйся в оба! Была жизнь прочна и богата: С затылка до пят — золотой водопад, Без примеси суррогата! Были матчи футбольные яростными, Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах. Бойченко ставил рекорды брассом. Вся жизнь простиралась чудесным рассказом! И радости эти живили всем чувства, И жить помогали и спорт, и искусство! Заводы росли, а люди мужали, И Северный полюс перелетали! И Волгу с Москвой, обменявшись грузами, Связали удобными, прочными узами! Была жизнь, прекраснее летнего вечера, Ясноглаза, светлолоба, Прелестью облика человечьего — Смотри на нее, да любуйся в оба! Музыка постепенно стихает.
Ведущий: А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну…
Включается 7-я симфония Шостаковича, которая затем сопровождает следующий текст.
Завтра рощ испугаются птицы, Завтра птиц не признают леса… Это все только завтра случится, Через 24 часа… Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывая люки… Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось… Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось…
Музыка звучит громче, и включается отсчет времени — это усиленный стук метронома или другой равномерный стук.
Ученики:
1-й ученик: Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
2-й ученик: Запричитала, застонала вся земля наша.
3-й ученик: Заголосила раненая Родина.
4-й ученик: И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.
5-й ученик: Разные у них были имена и разные национальности.
6-й ученик: Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.
7-й ученик: Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!
8-й ученик: Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.
9-й ученик: Добровольцы осаждали помещения военкоматов.
Звучит песня или мелодия: «Вставай, страна огромная!» Александрова — «Священная война».
Чтецы (продолжают). Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..
Она: Я ушла из детства В грязную теплушку, В эшелон пехоты, В санитарный взвод. Дальние разрывы Слушал и не слушал Ко всему привыкший 41-й год!
Он: 41-й — он был жестоким, Чтобы вражеский смять размах, Шли мальчишки, зажав винтовки В неумелых еще руках!
Она: Качается рожь не сжатая, Шагают бойцы по ней, Шагаем и мы — девчата, Похожие на парней! Нет, то горят не хаты — То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней!
Он: Сороковые, роковые, Военные и фронтовые! Где перестуки эшелонные И извещенья похоронные! Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с Запада к Востоку…
Она: Как это было, как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало, И лишь потом во мне очнулось! Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые!..
Ведущий: Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях люди удивительной судьбы, чья молодость совпала со временем великого всенародного испытания, войной с фашистскими захватчиками.
Представляют присутствующих ветеранов, дают им слово.
Ученица: Восходят рассветы, сгорают закаты, Не знает, не ищет земля тишины. В трудах и тревогах седеют солдаты — Герои давно отгремевшей войны. Прошли эти люди сквозь громы и пламя, Но молодо сердце и руки сильны, Гуляют с внучатами в солнечных парках Герои давно отгремевшей войны. В лучистом цвету неоглядные дали, И песни звенят на просторах страны, И песни, и солнце в боях отстояли Герои давно отгремевшей войны. Звучит мелодия военной песни.
Ведущий: Дорогие ветераны, дорогие наши защитники Отечества, поздравляем вас с большим праздником и просим принять в подарок наш концерт.
Концертная программа.
|