загрузка...
Вступительное слово учителя: Сегодня в нашей литературной гостиной мы с вами совершим путешествие в необычную страну- страну Поэзию. Мы много читали, учили наизусть стихи русских и зарубежных поэтов. Мы хорошо понимаем, чем отличаются стихи от прозы.
-Нужна ли нам поэзия в жизни, ведь в обыденной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму?
Ответьте на мой вопрос:
Зачем нужна нам поэзия? Этот же вопрос я задала и некоторым взрослым людям: учителям, родителям, старшеклассникам. Послушайте, как они ответили на этот вопрос, /интервью на магнитофоне/
Давно известно, как велика сила воздействия поэзии на чувства человека. Порой четыре строчки талантливого автора могут заменить страницу текста прозы. В наше время, трудное, интересное, непонятное и даже страшное, мы еще в печати конкретную информацию по разным проблемам (экономи- ческим, политическим, национальным). Кажется, что все эти проблемы лежат вне поэзии. Конечно, поэзия не может нести в себе такого количества цифр, фактов, документов, как публицистика. Однако поэтическое слово, способное проникать в тайны человеческой души, призывает человека мыслить образами, не дает нашей душе очерстветь. А выразительные средства языка поэзии обогащают речь человека, помогают общению, расширяют кругозор. Психологи отмечают, что люди, обращающиеся к поэзии, мягче, добрее, эмоциональнее тех, кто к ней равнодушен. Поэзия может даже открыть тайны нашей души. Сегодня мы приоткроем окошко в мир поэзии. И так, в путешествие... Как и во всяком путешествии, у нас будут остановки. И первая остановка называется: "Нравственность и поэзия ".
Ведущий 1
Нет ни одного человека, рано или поздно не задававшего себе и другим вопрос: " что, значит, быть счастливым?". А быть счастливым желает каждый, только каждый по - своему. 1. В чем видите вы счастье? (вопрос к ребятам). 2. У нас в гостях много взрослых гостей. Хочется, чтобы и вы тоже ответили на мой вопрос. 3. Вопрос к родителю: Вы - счастливый человек? (можно прочесть стихотворение И. Кобзева " Нельзя без счастья".
Папы знают: дети любят счастье. Потому для каждого так просто ВЗЯТЬ И ПОДАРИТЬ КОРОБКУ СЧАСТЬЯ Ну а взрослым?.. Им ведь тоже надо Чтобы кто-то (раз уж нету бога) В жизни иногда дарил бы радость. Пусть не часто, пусть не очень много. Хоть на кашпо чью-то радость б мире, Ты считай, что день напрасно ПРОЫЛ, Как ленивый гость в чужой квартире.
А вот как на этот вопрос отвечает поэт Здуард Асадов: " Что же такое счастье?".
Что же такое счастье? Одни говорят: это страсти: Карты, вино, увлеченья- Все острые ощущения.
Другие верят, что счастье- В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных, В трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье- Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания.
По мнению четвертых, это- С милой сидеть до рассвета Однажды в любви признаться И больше не расставаться.
Есть еще такое мнение, Что счастье - это горение, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по - моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека
Ведущий 2
В чем видит свое счастье наша молодежь? Меняют ли время и события трактовку этого понятия? Многое настораживает, беспокоит сегодня. Послушаете цифры и факты: /выходят 2 ученика о папками/. 1. В среднем в стране каждые 30 мин. СОВЕРШАЕТСЯ умышленное убийство. 2. Каждые 14 мин. наносятся тяжкие телесные повреждения. 3. Каждые 40 мин. наносятся тяжкие телесные повреждения. 4. Каждые 8 мин. грабеж. 5. Каждые 23 мин. наступает смерть потерпевшего в результате нарушений безопасности движения. 6. А сколько гибнет наших ребят в горячих точках... - Страшно от таких цифр. Об этом же стихотворении Р. Рождественского "Убили парня".
Убили парня за здорово живешь За просто так, Спокойно, как в игре... И было это не за тыщу вёрст От города. А рядом. Во дворе. Еще пылали окна ... Между тем Он так кричал, прижав к груди ладони, Как будто накричаться, захотел За долгое молчанье впереди.... Крик жил отдельно! Вырастал стеной. Карабкался, Обрушивался с крыш, Растерзанный, отчаянный, больной нечеловеческий огромный крик ! Он тек по трубам, полз по этапам, Подвалы заполнял, и чердаки. Он ошалело тыкался в звонки Стучался в двери и в замке визжал!.. И воздух был почти воспламенен. И сигаретки прыгали у рта: "Вот если бы не вечером, а днем.." "Вот если бы на Фронте ,- я б тогда..." И все. И только молний пересверк И все. И не остановился век... Какое это чудо - человек! Какая это мерзость человек!
Ведущий 1
И это тоже не выдумка. ЭТО НАША ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. На 10 км. от Симферополя во время войны было расстреляно 12 тыс. мирных жителей. Поэт Андрей Вознесенский, у знав, что какие-то "нелюди" оскверняют это святое место, решил своими собственными глазами убедиться в услышанном. Картина, он застал, потрясла поэта: / открывает папку, читает: "Свежие раскопки ...Череп, за ним другой, два крохотных , детских. А вот расколотый на черепки взрослый. Это они коронки золотые плоскогубцами выдирают. Боже мои, волосы, скальп, детские рыжие волосы с заплетенной косичкой! Как их туго заплевали, верно, на что-то ещё утром надеялись перед рассветом".
Ведущий 2
Это не страница уголовной хроники, это сделали не злодеи древности, а наши современники. Андрей Вознесенский нагнулся над белеющим ландышем, а это оказались Фаланги детского пальчика. И родились стихи. "Ров". Не тащи меня, рок, В симферопольский ров. Степь. Двенадцатитысячный взгляд. Чу, лопаты стучат благодарных внучат, Геноцид заложил этот клад. Тощий, как кочерга, Гамлет брал черепа И коронок выдергивал ряд. Человек отличается от червя, Черви золото не едят. Ты куда ведешь, ров? Ни цветов, ни сирот, Это кладбище душ - геноцид. Степью дождь несется из паспортов,, И никто не принес гиацинт Учитель:
Сегодня много пересматривается, пересматривается в политике, экономике, истории. Но сквозь века, сквозь года человечеством вырабатывались ценности, которые не подлежат пересмотру. Культура, нравственность, этика - эти слоев переходят из поколения. в поколение. Когда мы называем имена - Менделеев, Дм. Лихачев, Капица, Солженицын, Сахаров, Михалков - мы одновременно говорим о том, что это были интеллигентные, культурные люди. Почему уходит интеллигентность? Часто приходится слышать: " Внешне он приятный человек, а стоит заговорить...". Да, речь очень скоро выдает человека, ого кругозор, общую культуру, воспитанность. А кат это печально, что сегодня так злободневно стихотворение Э. Асадова "О брани" Существует оно давно, Злое, грубое, озорное, И отнюдь не секрет, что оно Где-то в древности рождено Горем, пьянством и все такое. Почему же теперь, когда Человек, оседлав надежды, Сел в могучие поезда, Взмыл на спутнике, как звезда Сквернословье шест как прежде? Да еще обрело сейчас И такие, увы, тенденции: Отходя от народных масс, Зреет в сферах интеллигенции. В общем, чуть ли не высший шик: Как узор на дорожке скатертей, Как второй иностранный язык, Скажем: русский, французский и матерный! Все найдешь в языке богатом: Юмор, нежность и гневный меч Так зачем же чугунным матом Уснащать человечью речь? Говорят: в технический век Человек- это мысль и дерзанье. Значит, должен такому званью Соответствовать человек! Много поучительного в стихотворении. Не правда ли?
Учитель:
Итак, мы убедились, что в поэзии самое главное – чувства, душевные переживания поэта. А поэта волнует всё, что происходит в мире, и он об этом пишет так, что и мы все это чувствуем, переживаем, волнуемся и ... делаемся лучше. Ведь поэты всегда мечтали, чтобы Россия - великая страна- стада замечательно и, образованной, культурной. Вторая остановка в нашем путешествии называется "Родина моя". - Ведущий 3
1. Родина моя - Россия. Слово-то какое звонкое , чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Это ей, нашей красавице России, любимой и дорогой, во все времена слагала свои песни поэты. /под звуки домры (исполняет ученица) и кадры видеофильма о г. Жирновске читают стихи:
1/ Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух слова произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен произнести, Сильнее матери, любви сильнее, И на устах отрадно пронести К поющим волнам, что вдали синеют. Не раз на наедине я был с тобой Просил участья, требовал совета, И ты всегда была моей судьбой, Моей звездой, неповторимым светом Он мне сиял из материнских глаз, И в грудь вошел, и в кровь мою проник, И если б он в груди моей погас, То сердце б разорвалось в тот же миг.
2/ Россия, сторонка веселая, Дорогой бежит проселочной, Тонкой березкой качается, В светлых дождях купается Россия, моя грустинка, По окнам стучат, слезинки, Кричат журавли, печалясь, С Россией своей прощаясь. Россия моя, моя мама, С ТОБОЛ Я ГОРДА И УПРЯМА, Твоею живу я силой, Отчизна моя, Россия!
З/ "Россия", - шепчут мне березки, "Россия", - шепчут камыши, "Россия", - ключ журчит в ложбинке, и я им тихо вторю: "Русь!" Мне не трудны твои нагрузки: Я в поле рос, я чубом рус, И я люблю тебя по-русски, Моя березовая Русь!
Ведущий 3
Родина- самое святое, что есть у каждого человека. Родина - это богатство, бесценное сокровище, которое человек получает в подарок от судьбы в начале своей жизни раз и навсегда. Наши местные поэты тоже посвятили стихи Родине. Послушаем их.
"Не хлебом единым",
Не хлебом единым, А пашней родимой, Не царством хваленым, А полем зеленым; Не пышным застольем, А хлебом и солью; Не верною службой- Любовью да дружбой; Ни зверем, ни птицей, А силой мужицкой; Не хитрою сказкой, А женскою лаской; Не страхом спаленья, А долгим терпеньем; С крутыми Подъемами - спусками Камень-гранит. Святая земля русская На том и стоит. И. Короткова. Ведущий 1
2. Родина - это понятие постоянно ширится и углубляется. Изо дня в день ты заново открывает для себя Родину
"Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать- В Россию можно только верить",-
писал великий русский поэт Тютчев.
"Россия”.
Россию не объять, Ничем не запугать, Душой понять возможно лишь Россию Нельзя не полюбить, Хоть трудно в ней нам жить, В неё поверить надо как Мессию. Расскаты грома в зной И радуги зимой, Разваленные избы - все Россия, Страна больших идей, Маразма и вождей- Пошли господь, ей мужества и силы! Россия- стон берез и лип, Заброшенных колодцев скрип, Непредсказуемость загубленной природы. И боль, и радость, и покой Из века в век несешь с собой, Как реки русские приносят свои воды. Есенин средь берез, Высоцкий в море роз, Из мрамора, из бронзы воскрешены. И нерв души - Шукшин Ей посвятил свой гимн. Для них Россия свята, как икона. Не в силе, в правде Бог, Он всем нам дал, что мог, И безвоздмезны все его деревья... Как в прежние века, Нужда его рука- Приди, Господь, на помощь во спасенье! Россия, ты несешь свой крест, Сквозь лихолетья в век надежд, История отсчитывая время. И линия твоей судьбы Не предвещает нам беды- Восходит твоя эра - Водолея! Хранительница муз- Божественная Русь, Святыня озарений и закатов. Воя в колеях дорог,
Набатами тревог Измучена, но все же не распята Пусть колокольный звон Вольется я каждый дом, Наполнит пусть российские просторы. И купола церквей Вновь примут голубей - Как хочется, чтоб было это скоро...
Ведущий 2
Мы любим свою Родину, поем ей песни, посвящаем стихи. Но ведь ее нужно не только любить. Её нужно беречь и защищать. Неспокойно на сердце у навей Родины. Оно болит и скорбит. Карабах, Абхазия, Таджикистан, Чечня: Гудермес, Грозный, Буденновск, Кизляр, Первомайск. Горькой болью звучат эти слова. И Евгений Нефедов в стихотворении "Долг и честь* обращается к нам, своим читателям. Как же вышло, что мудрость горцев Обратилась на время в спесь. И соседи в огне эмоций Позабыли про совесть и честь? Дело чести - не жажда мести, Слепо рвущейся все смести. Что же будет на свете если Счеты старые всем свести? Наша память- вопрос не мелкий, Только мщение - не пароль, Где смывалась бы кровью кровь... Где бедою былою ранен, К бедам новым не станет звать, Нет ни Библии, ни в Коране Наущения убивать,
Но идут похоронки к матерям и сегодня. Все мы следим за сегодняшними событиями в Чечне. И рождаются невольно строки:
Чечня... Как выстрел, слово ранит, Надежды скольких матерей она обманет... Кровь, слезы, пепел, дым и страх И ужас Первомайска на седых висках, Доколе же безумцы будут миром управлять? Глумиться и торжествовать, и след кровавый оставлять? Должно хватить воем доброй воли Договориться и не воевать уж боле! И будут трепетно шуметь березки, И серп луны мерцает над ласковой воды полоской Так просто и так трудно жить на свете. Пусть зло уйдет, пускай смеются дети!
- Это писала Л.И. Саляхова, директор нашей школы.
Можно об этом говорить прозой, но лучше стихами, песней. Послушайте песню поэта и композитора полковника Слакова в исполнении ансамбля "Голубые береты". И пока живут люди, которые любят Родину, Россия будет жать! Виктор Щенёв, наш земляк уверен, что наша страна вынесет всё.
Уверен: внутренним и внешним Руси врагам не одолеть. Ведь ей не раз в аду кромешном Пришлось в недобрый час гореть. Стонать под игом иноверцев (Ведь каждый князь её дробил),
|