загрузка...
Действие 1
Ведущий 1: Россия – это океан земель, размахнувшихся на целую шестую часть света и держащих в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Ведущий 2: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Ведущий 3: Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах.
Ведущий 4: Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.
Звучит песня “Россия”
Ведущий 1:
Нет, он от века не отстал. Здесь что ни слово – то кристалл. Да что там слово – буквы в нем Горят божественным огнём!
Ведущий 2:
Я прислушиваюсь к словам: Открывается в них Россия, Жизнь и счастье дающая сила- Легендарная быль славян.
Действие 2
Ученик в народном костюме читает былину о Кирилле и Мефодии. (Автор стилизации: учитель русского языка и литературы Ермолюк Н.А.)
Былина о Кирилле и Мефодии
То не солнце всходило красное Из-за гор, из-за леса дремучего- На святой земле нашей матушке Порождалися два богатыря. И росли они в Македонии, Набирались ума-разума в Солониках, Постигали языки латинские, Еще греческие да болгарские. Изучали они арифметику, Астрономию да грамматику. И сам царь Византийский им кланялся За ученость их и усердие. Вот 15 лет братьям минуло И еще 7 лет со остаточком - Тут Мефодий стал военачальником. Он созвал себе дружинушку хоробрую, Удалых дородных добрых молодцев. А меньшой-то брат во Царьград пошел, Изучил там все книги латинские, Еще греческие и еврейские, И не стало равных брату меньшему По уму его и учености. Уж как первый раз он спорил с латинянином, А второй-то раз – с венецианцами, В третий раз ему поклонилися Все хазарские послы и мусульманские. И за мудрость его за великую Нарекли Константина Философом. И пришли к Михаилу-императору В Цареград послы да Велеградские: - Уж ты гой еси, император-царь! Мы пришли к тебе от честного царя, Ростиславом он прозывается. Пришли с просьбой о великой милости, Чтоб послал ты нам мужа ученого - Пусть обучит славян он грамоте! И призвал император Мефодия, Константина призвал Философа, Повелел он составить азбуку, Просветить все народы славянские. И составили братья азбуку, 43 сочинили буквицы, Чтоб учились славяне грамоте, Чтоб услышали слово книжное, И чтоб все племена словенские Светом разума просветилися. То не солнце восходит красное- Земля русская прославляется И богатством своим, и знатностью, Ну а пуще того – ученостью. Имена же своих учителей Не забудут народы словенские. Чтят Кирилла и чтят Мефодия, Всенародных своих просветителей!
Действие 3
Ведущий 3:
Он самый молитвенный в мире, Он волею божьей возник, Язык нашей дивной Псалтири И святоотеческих книг.
Ведущий 4: Повелитель многих языков язык российский велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, Римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, италианским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов)
Ведущий 5:
Вот азбука – начало всех начал, Открыл букварь, и детством так и дунуло! А Константин-философ по ночам Не спал, наверно, буковки выдумывал. Шептал. Перо в чернила окунал. Он понимал, что буковки – основа Грядущего написанного слова, Великого, как Тихий океан.
Ведущий 6: Русская азбука - уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза:
АЗ БУКИ ВЕДИ - я знаю буквы.
ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ - слово – это достояние.
ЖИВЕТЕ - значит жить в труде, а не прозябать.
ЗЕЛО – усердно
ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне.
И – союз и ИЖЕ – те, которые, они же. КАКО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные.
Эта часть азбуки означала:
Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание.
Ведущий 7: РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух.
СЛОВО – передающее знание.
ТВЕРДО – уверенно, убежденно.
Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо – неси знания убежденно.
УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай.
ФЕРТ – оплодотворяет.
Азбука зафиксировала различия звуков “п” и “ф”. В середине века южноевропейцев, произносивших “ф” вместо “П” на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи. В немецком языке слово “герр” обозначает господин, Бог, в греческом “ иеро” переводится – божественный, в английском HERO
Герой, а также русское имя бога – Хорос. Выходит,что буква ХЕР имела значение “божественный, данный свыше”.
УК ФЕРТ ХЕР: знание – дар Божий.
Ведущий 8: “ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ” расшифровывается как “дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь”!
Ведущий 9: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я ЗНАЮ БУКВЫ: ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЧНИЕ. ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ, КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ, ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ! НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО: ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ! ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!
Ведущий 10: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
Ведущий 11:
Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно- строгие строки, Литая славянская вязь, Так вот где, так вот где впервые Обрел у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную крепость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, “ Аз есмь!”- заявила Вселенной, “ Аз есмь!”- заявила векам.
Действие 4
Ведущий 1:
В монастырской келье узкой В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ.
(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)
Монах:
Ещё одно последнее сказанье, И рукопись окончена моя. Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному… (читает рукопись)
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
( входят три мальчика)
Захарка: Это мы, батюшка.
Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
(третий мальчик молчит)
Монах: А ты чего молчишь?
Мальчики: Это Онфимка, сирота он, нищета, без роду без племени, а туда же, учиться.
Монах: Не горюй, Онфимка, подходи ближе. И я когда то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах: Давным-давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы. Послали как-то скифы царю Дарию…
Онфимка: А кто такие скифы, батюшка?
Монах: Скифы, Онфимка, это народ, который в древности населял юг Руси. Так вот.
Послали скифы персидскому царю Дарию (они в то время воевали с персами) послание, в котором были птица, мышь, лягушка и пять настоящих стрел. Долго думали жрецы и наконец, разгадали смысл этого письма так: “Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.
Ивашка: Здорово ведь, правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя.
Онфимка: А как, батюшка, ещё люди писали?
Монах: На скалах рисунки делали – пиктография называется.
Захарка: Интересное слово – пиктография.
Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. Особенно шумеры этим славились.
Ивашка: Я тоже могу на песке или на снегу клинопись палочкой сделать.
Монах: Ветер подует – исчезнет надпись, снег растает – утонешь в луже.
Захарка: А мы, батюшка, как будем писать?
Монах: Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.
Монах: Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином. И поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка: греческий и славянский. Характеры братьев были схожи. Они много читали, любили учиться. Константин учился у самых знаменитых ученых. Он освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. Друзья всерьёз стали звать Константина Философом.
В то время прибыли в Константинополь болгарские послы. Они попросили у Византии прислать им священника, потому что прежде были язычниками, а теперь решили принять христианство. И отправили к ним Константина Философа. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут без пользы. Болгары не могли просвещать свой разум.
Захарка: Почему, батюшка?
Монах: А потому, дитятко, что не было у них азбуки. Император Михаил приказал составить славянскую грамоту и перевести на язык славян византийские книги. Сбылась давняя мечта Константина! Призвал он своего брата Мефодия, и они немедленно взялись за работу. Помолившись Богу, Константин, который в монашестве принял имя Кирилл, пошёл азбуку писать. День проходит, другой. Догорает свеча. Обращены мысли философа к Богу.
(на сцене появляется ученик в роли Константина Философа)
Константин: Прошу тебя, Господи, просвети меня. Назову букву словом известным. Тем словом, что начинается с этой буквы. Моя первая буква будет “аз”, что значит – я. Вторая Б – “буки”. Означу вторую букву словом “буквы”. Третья буква В – “веди”. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!
Звучит “Гимн Кириллу и Мефодию”:
Мы благодарны просвещенью. Наука – Солнце, душу грей! Рукой отцов благословенный, Иди в историю смелей! Судьба нас к жизни возродила, Творцы Мефодий и Кирилл, Имен их время не забыло, Народ славянский не забыл.
|