загрузка...
Главная цель деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей – это организация социально и личностно-значимого досуга детей и подростков. В данном случае досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков выполняет следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их кругозора, способностей интересов, свободное общение со сверстниками и другими людьми. Досуг, наполненный яркими впечатлениями и переживаниями, насыщенный положительными эмоциями, способствует сохранению и укреплению жизнеутверждающего настроения. Организация массовых национальных праздников, которыми наполнена вторая смена, представляет собой своеобразный педагогический процесс. Его своеобразие заключается в том, что воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. Следует отметить, что общее педагогическое влияние праздничных ситуаций ведет к закреплению в чувствах и сознании ребенка общественных ценностей – патриотических, исторических, художественных, и в целом способствует формированию личностного отношения к этим ценностям. Положительные эмоции, рождаемые праздником, расширяют целеполагающую активность ребенка, способствуют зарождению новых потребностей, обнаруживая тенденцию к отдаче информации в самых разных её проявлениях – от усиления межличностных контактов до творчества. Традиционные народные праздники способствуют воспроизводству и закреплению общественно одобряемых взаимоотношений между человеком и окружающей его социальной и природной средой. Поэтому вторая смена наполнена праздничными мероприятиями, которые выступают в данном случае как особые и необходимые педагогические условия, способствующие реализации намеченной цели и задач. Взяв за основу естественную любознательность каждого ребенка, мы назвали вторую смену 2006 года «Фестиваль Содружества». Символом смены является карта мира. Сюжет смены: все участники являются членами международных делегаций. Отряды - это делегации, прибывшие в город «Костроград» из различных частей нашей планеты. Знакомясь со странами и континентами, ребята узнают об их истории, культурных традициях, природных особенностях и достопримечательностях. Цель воспитательной программы: создание условий интенсивного развития личности на ближайший временный период на основе сделанных в ходе знакомства открытий, достижений, нового представления о своих возможностях и конкретно обозначившихся ориентиров личностного роста. Задачи программы: 1. воспитание Человека Культуры, способного строить свою жизнь на основе толерантности и принципов уважения к людям других национальностей; 2. ознакомление с обычаями и традициями народов разных стран; 3. формирование активной жизненной позиции ребенка, расширение его социокультурного опыта, кругозора через изучение культуры, этики, истории, традиций различных стран; 4. развитие у детей и подростков интеллектуальных, творческих способностей, основ коммуникативной культуры; 5. максимальное включение детей в соуправление жизнедеятельностью лагеря через создание временной детской организации; 6. пропаганда здорового образа жизни; 7. познакомить детей с культурой и бытом представителей разных национальностей, проживающих в Томске. Вышеназванные цели и задачи реализуются в следующих содержательных блоках: - Познавательно - досуговое направление; - Отрядные и общелагерные мероприятия; - Трудовая деятельность. Программа адресована педагогам и детям ДООЛ «Костер», направлена на удовлетворение запросов и решение проблем не только образования и воспитания, но и современного общества. Фундаментальной основой программы являются нормативно-правовые документы, инструкции, рекомендации в области общего и дополнительного образования. Основополагающий принцип организации жизни и деятельности в нашем детском оздоровительно-образовательном лагере «Костер» - это воспитание «без принуждения», через увлечение детей и погружение их в мир творчества. Творческое общение способствует рождению бесчисленного множества проектов лагерной жизни. Из опыта работы прошлых лет мы пришли к выводу, что в ходе реализации программы достигаются прогнозируемые результаты, если создаются условия для проявления, реализации и развития самостоятельности ее участников. В систему эффективной реализации педагогической программы входит: • формирование и обучение педагогического коллектива ДООЛ; • сохранение и развитие традиций лагеря; • обеспечение преемственности наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы. Конечная цель программы – это: организуя разнообразную по форме и содержанию деятельность коллектива, способствовать развитию творческих способностей, гражданского самосознания, формированию положительных качеств и самореализации каждого конкретного ребенка. Каждый отряд, имея собственную идею и название, в течение смены разрабатывает и реализует ее, а на линейке закрытия сезона презентует полученный совместный результат. Подобная сообщность, совместность массовой досуговой деятельности – всегда результат внутренне обусловленной потребности в этой деятельности. Эта потребность не может возникнуть у человека как привнесенная извне, как следствие одностороннего воздействия со стороны отдельного субъекта. Потребность в массовой досуговой деятельности формируется в процессе образования соответствующих традиций, сложившихся социальных стереотипов поведения и способов реализации свободного времени в конкретном оздоровительно-образовательном лагере. Программа 2-ой смены традиционно включает в себя: Организационный период. Погружение в тематику смены, знакомство, адаптация. Формы работы – традиционные. Основной период. Знакомство с разными странами, их культурными, региональными особенностями, хозяйственно-бытовым укладом жизни, играми, языком, обычаями, традициями и т. д. Проведение национальных праздников и торжеств. Заключительный период состоит из трех дней. Особенностью этого периода является подготовка к заключительному гала-концерту, подведение итогов смотра конкурса отрядных уголков, выставки детских работ, подведение рейтинга отряда и творческих достижений каждого ребенка. Промежуточные этапы включают различные средства реализации, повышающие эффективность и успешность программы: проведение мероприятий разных форм; работа по блокам и направлениям; педагогические, воспитательные, образовательные технологии; представления, конкурсы, кругосветки, спортивные соревнования и игры, традиционные дела лагеря, проводится межлагерная спартакиада. Все мероприятия осуществляются в соответствии с тематикой смены, работают прикладные кружки, творческие студии и спортивные секции, в которых каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал и самореализоваться. Общие элементы для всех тематических дней: 1. Утренняя зарядка – под национальную музыку, введение в комплекс национальных элементов (одежда, предметы). 2. Приглашение участников этнических сообществ Томска, выезд на их мероприятия. 3. Передача «руля управления» - проведение тематического общелагерного мероприятия. 4. Кругосветки: Веселое путешествие – традиции стран. Ралли «Париж-Костер», Сигнальные огни – строим самые высокие «символы» стран. 5. Спортивные – «Олимпийские игры», «Играем всем миром» - знакомство с играми разных стран. 6. Танцевальная конкурсная программа «Старт-тинейджер» - под музыку народов разных стран. Ожидаемые результаты: • развитие основ толерантности, проявляющихся в уважительном отношении к другим членам коллектива; • формирование гражданского мировоззрения, чувства патриотизма и уважения к традициям и истории России; • ознакомление с культурой других стран и континентов; • расширение кругозора детей; • освоение и внедрение в практику новых образовательных технологий; • обобщение результатов деятельности по данному направлению, обмен опытом с другими детскими организациями. Этапы реализации программы и результаты деятельности обсуждаются на педагогических советах. Однако следует выделить принципы результативной деятельности, к которым мы относим: интеграция разных сторон деятельности; четкость и системность в работе; диалог участников в процессе реализации. Критерии эффективности программы: - системность изучения материала; - научный подход к проблеме, вопросу; - использование современных технологий, форм, методик воспитательной деятельности; - нахождение наиболее «короткого» пути (последовательности) качественного изучения материала; - последовательность изучения материала, получение новых знаний и ключевых компетенций; применение знаний в практической деятельности; - использование наглядности, видеоматериала; - посещение музеев, выставок, знакомство с музейными фондами; Мониторинг включает диагностику успешности проведения совместных общелагерных мероприятий; результативность участия в мероприятиях разного уровня; издание сборников (разработок, сценариев и т. д.); опр
|