загрузка...
Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся кадетского корпуса.
Задачи: 1. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.
2. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.
3. Развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Участники: воспитанники Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса, ветераны войны в Афганистане, военных действий в Чечне, Югославии.
Место проведения: военно-исторический центр Костромского филиала военного университета радиационной, химической, бактериологической защиты.
Ход встречи:
Чтец : Всякому хочется жить. Но бывает, поверь, - Жизнь отдают, изумиться, забыв дешевизне. В безднах души просыпается зверь. Темный убийца. И помысла нету о жизни. Гибель стояла в бою у тебя за плечом… Ты не боялся ее. И судьбу не просил ни о чем. Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь, Та, что рубиться заставит и мертвые руки. Что нам до смерти и мук, если есть Ради кого принимать даже смертные муки? Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем, Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом. Кончится бой, и тогда только время найдешь Каждому голосу жизни как чуду дивиться. Тихо баюкает дерево дождь. Звонко поет, окликая подругу, синица. Вешнее солнце капель пробудило лучом… Павших друзей помяни. И живи. И не плач ни о чем…
1 ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
2 ведущий: Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
Песня «Рассказ ветерана» (исп. кадет В.Смирнов).
1 ведущий: 15 февраля – особый день для тех, кто сегодня присутствует на нашей встрече. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.
2 ведущий: Прошло уже более 10 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.
1 ведущий: На нашей встрече присутствуют: участник военных действий в Афганистане, председатель общественной организации ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и локальных конфликтах полковник запаса Иванов Д.И. ; участник военных действий в Афганистане, подполковник Астафьев Р.Р.; участник военных действий в Афганистане, учитель школы № 35 г. Костромы подполковник запаса Карпов Г.А; участник военных действий в Афганистане, подполковник запаса Белавин Ю.Р.; участник военных действий в Чечне, командир роты курсантов капитан Барченко А.Б.; участник военных действий в Чечне, командир роты кадет капитан Смирнов С.Н.; участник военных действий в Чечне и Таджикистане, командир взвода курсантов ст. лейтенант Корегин А.С.; ст. прапорщик запаса ВДВ, исполнитель военных песен Пухов Ю. В.
Чтец: Наши судьбы текут, как ручьи, Как прибрежный песок. Что – песчинка, что – капля?.. И все-таки в жизни не раз Каждый делает выбор. И выбор порою жесток. Даже если судьба королевств Не зависит от нас. Если Зло и Добро В откровенной схватились борьбе И последним пророчествам Сбыться мгновенье пришло, Загляни в свою душу: Что вправду милее тебе, Что влечет тебя с большею силой – Добро или Зло? А потом присмотрись, кто силен и наденет венец, А кого проклянут и навеки забудут, как звать. И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец? И спроси себя снова: неужто охота встревать? Что за радость – безвестно погибнуть в неравном бою? Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?.. Мало толку в геройстве, которого не воспоют… Время лечит,– однажды и сам себя сможешь простить. А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов, Забывающих в битве жестокой про всякую честь, Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь… Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть? …А потом победитель устало опустит свой меч: Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда… И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч». С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг? С кем тогда?…
1 ведущий: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?
2 ведущий: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору два поколения: ветеранов – участников войн в Афганистане, Чечне, и нас, кадет Костромского кадетского корпуса, будущих защитников Отечества. Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах.
Объявляется минута молчания в память о погибших.
Ведущий делит зал на 4 сектора и дает разъяснения позициям, по которым будет предложено вести обсуждение:
• «Нет, в этом не было смысла».
• «Я не знаю, зачем и кому это нужно».
• «Да, это было необходимо».
• «Это воинский долг и это не обсуждаемо».
Задача участников разговора: попытаться доказать именно ту точку зрения, которая определена данному сектору. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения независимо от того, в каком секторе он находится. Гостям предлагается высказывать свои суждения по ходу диспута.
Звучит песня в исп. Ж.Бичевской «Я не знаю, зачем и кому это нужно…»
1 ведущий: на этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения… (после выступлений ведущий подводит итог сказанному).
Звучит песня в исп. кадет «За того парня» (муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского).
2 ведущий: в обсуждении прозвучала мысль о том, что жертвы этих войн напрасны. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки:
Что теперь с нами стало, как Россия устала.
И какая еще ждет Россию война? Мне не хочется крови и не надо нам славы, Нас так мало осталось, а Россия одна… (обсуждение точки зрения «Нет, в этом не было смысла….»).
2 ведущий : Стихотворение «70 выше 0», прочитанное в офицерском дневнике своего отца-участника войны в Афганистане подполковника запаса Пономарева А.Н. читает кадет Пономарев М..
1 ведущий: Итак, предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да, это было необходимо».
В исп. кадет звучит песня А.Розенбаума «Черный тюльпан».
1 ведущий: война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
2 ведущий: в русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.
Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждаемо. Слово сектору «Это воинский долг и это не обсуждаемо».
После обсуждения звучит баллада «О двадцатилетних».
В исп.. Пухова Ю.В .звучит песня «Память».
1 ведущий: несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги.
2 ведущий: пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат.
1 ведущий: жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
2 ведущий: шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо столько и пройдет.
Ведущие благодарят гостей и участников встречи.
|