Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
27.12.2024, 18:30
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Сценарий 14 февраля 2017
Cценарий 23 февраля 2017
Cценарий 8 марта 2017
Сценарий к Масленице
1 апреля
Сценарий к Пасхе 2017
Сценарий к 9 мая
Сценарий Выпускного вечера
Сценарий Последнего звонка
Сценарий выпускного в детском саду
Сценарий Осеннего Бала
Сценарий на свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Утренник в детском саду
Проводы в армию
В летнем лагере
Юбилей женщины 55 лет
Сценарий для лагерной смены
Оригинальный сценарий
Смешной сценарий
Музыкальный сценарий
Необычный
Современный
Взрослый
Спортивный
Сценарії українською мовою
Сценарий день рождения
Сценки день рождения
Сценарий 1 сентября
День воспитателя
День учителя
День матери
Хэллоуина
Рождества
Татьянин День
День Студента
Сценарий Мисс и Мистер 2016
Посвящения в студенты
Сценарий на Новый год
Новогодний сценарий
КВН
На корпоратив
Взрослый
Ко Дню Космонавтики
Святки Колядки
1 июня День защиты детей
День семьи любви и верности
Год Греции в России

загрузка...
Главная » 2013 » Март » 13 » Сценарий ильин день
19:17
Сценарий ильин день
загрузка...
На лужайке играют гармонисты; девочки — участницы художественной

самодеятельности — водят хороводы. Звучат позывные праздника (фанфары), выходят ведущие — ПАРЕНЬ и ДЕВУШКА в русских народных костюмах.

^ ПАРЕНЬ: А что за веселье нынче?

ВСЕ: А нынче Ильин день!

ДЕВОЧКИ (оглашают по очереди народные приметы):

Петр и Павел на час день убавил! - А Илья-Пророк два уволок!

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются!

До Ильина дня мужик купается, а с Ильи — с водой прощается!

До Ильи грачи - поодиночке, а после -стаями!

^ ВСЕ: С праздником вас, христиане!

ДЕВУШКА: Веками в сознании православных христиан Илья-Пророк (или Громовик) — повелитель дождей, грома и молний — разъезжал на громыхающей колеснице и карал грешников. Однако, он же посылал на землю плодородие и помогал урожаю. Ильин день — один из почитаемых народных праздников. Иногда Пророк спускался на землю, выходил из огненной колесницы и приходил в ту деревню, где его чествовали.

^ Фонограмма: гром, грохот, стук колес. Дети разбегаются, прячась за ограды, деревья.

ПАРЕНЬ: Что такое, что случилось? Откуда грохот такой?

ДЕВОЧКИ (из укрытий, с опаской):

— Ой, это Илья-Громовик!

— Сюда, едет на шести жеребцах!

— Илья-Пророк грозу наводит!

— Свят! Свят! Свят!

ПАРЕНЬ: А вот и сам Илья в колеснице к нам на праздник явился! (На площадку въезжает колесница, в ней Илья в соответствующем костюме. Делает один круг, останавливается).

ИЛЬЯ (грозно): Приветствую тебя, народ честной! В небесах сидел я, отдыхал, вдруг услышал шум громкий да песни звонкие. Решил посмотреть, кто это мой покой нарушает?

ПАРЕНЬ: Что ты, что ты, Господь с тобой, Илья! Народ здесь собрался не греха ради, — а имя твое славить, именины праздновать. Присядь, Илья, на почетное место!

^ ИЛЬЯ (садится в кресло): Ну, коли так... приму участие в вашем празднестве. Посмотрю, как имя мое славить будете.

ХОР (поет величальную):

У нас было на сырой земле —

Претворилися такие чудеса:

Растворилися седьмые небеса,

Сокатилися златые колеса,

Златые еще огненные.

Уж на той колеснице огненной

А наш батюшка покатывает,

Над пророками Пророк гремит,

А наш батюшка покатывает,

Утверждает святый Божий закон.

ИЛЬЯ: Ну, красны девицы, спасибо! Порадовали старика. А вот я хочу спросить у селян здешних: знают ли они приметы и поговорки обо мне. Я вам — примету, а вы мне - ответ. Кто правильно скажет, того призом уважу.

(Проводит викторину)

— Глухой гром на Ильин день — (к тихому дождю).

— Гулкий гром на Ильин день — (к ливню).

— Гром беспрерывный — (будет град).

— Гремит долго и беспрерывно — (к ненастью)

— Гремит отрывисто и непродолжительно (будет ясно).

— На Ильин день дождь — (будет мало пожаров).

— На Ильин день ведро — (будет много пожаров).

(Награждает ответивших)

^ ДЕВУШКА: Илья-Пророк — косьбе срок.

ПАРЕНЬ: До Ильина дня в сене пуд меду, а после — пуд навозу.

ДЕВУШКА: На Ильин день спят на первой соломке, ильинской.

(В центр площадки выходят девочки с серпами в руках. Они жнут снопы и собирают их в один большой, украшают его лентами. Во время этого действа хор поет песню)

ХОР: Жнеи молодые, Серпы золотые, Уж вы жните, жните, Жните, не ленитесь. А обжавши жнивку, Пойте, веселитесь.

(Жницы обносят сноп по кругу и преподносят его Илье)

ЖНИЦЫ: Вот тебе, Илья,- борода, а на будущий год уроди нам хлеба города!

(Под колокольный звон Девушка-ведущая каравай хлеба, подносит к столу и начинает резать его на куски)

ДЕВУШКА (рассказывает): Новая новина на Ильин день. С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощать им. В торжественной обстановке происходила выпечка «зажиночного» хлеба. Вынутые из печи румяные и душистые караваи окропляли колодезной водой и накрывали чистым полотенцем, чтоб они дошли. На середину праздничного стола клали новый каравай, разрезали его не спеша и одаривали всех присутствующих. Первый ломоть — батюшке-пахарю.

(Передает кусок босоногой девчушке, а та подносит его старейшему жителю села). Затем угощают всех остальных. Во время этого обряда хор поет песню о хлебе)

ПАРЕНЬ: Каждое село или деревня красны по-своему. Но особенно ценны в них —люди. И вот сегодня мы чествуем старейших жителей села:

(Идет чествование, поздравления и награждения старейшин села, юбиляров, молодоженов и др. Каждому из них посвящается музыкальный номер. Ведущие приглашают всех присутствующих за накрытые столы. Затем начинается концерт, в котором принимают участие и гости, приехавшие на праздник).

ДЕВУШКА:

Говорят, гармонь не в моде,

В моде — электроника.

Брось шутить! Живет в народе

Русская гармоника!

(Подходит к гармонисту)

На гармошку, на трехрядку

Брошу аленький платок.

Сыграй (имя), сыграй, милый,

Сыграй, аленький цветок.

ПАРЕНЬ:

Петь частушки приглашаем

Всех вас здесь, друзья, сейчас:

Помогите, подхватите

Под веселый перепляс!

(Проводится конкурс частушек, награждение победителей)

А теперь проверим вас:

Кто здесь в играх самый ловкий,

У кого высокий класс

Физкультурной подготовки?

(Идет игровой блок)

ДЕВУШКА: В народе говорят: «Придет Илья - принесет гнилья», т. е. дожди.

ПАРЕНЬ: Но вместе с тем Ильинский дождь считается целебным, им окатываются и умываются от призора и разных болезней.

(Окатывает себя водой, предлагает присутствующим проделать с собой то же самое)

ДЕВУШКА:

Не скажу вам — скатертью дорога,

Пожелаю доброго пути,

Чтоб могли в сердцах вы долго-долго

Радость доброй встречи пронести!

ВМЕСТЕ: С праздником вас!

(Гулянье па природе продолжается)

Л. Семёнова.

Г. Павлово, Нижегородская область

хозяйское подворье

сценарий праздника

В местной газете заранее объявляется о предстоящем празднике и о конкурсах, включенных , в его программу:

- Конкурс на лучшее расписанное яйцо;

- Конкурс блюд из продуктов домашнего животноводства;

- Конкурс самодеятельной частушки о домашней скотине и птице.

Праздник проводится на свежем воздухе. Сцена оформлена под хозяйский двор. Рядом расположены торговые лавки с продукцией домашних животных, птицы, пчел: молоко, творог, масло, мясо, копчености, яйца, ливер, мед, вязаные вещи из овечьей и козьей шерсти, пряжа и т.д. Недалеко от лавок расположены импровизированные загоны для домашнего скота. Можно организовать торговлю шашлыками.

Звучит праздничная музыка, девушки в нарядных русских костюмах встречают гостей. На пороге сидят Хозяин с Хозяйкой и их ребенок. Рядом пристроился домашний пес, ребенок гладит котенка. Под мелодию песни "Мой родимый край " из к/ф "Судьба " на площадку выходят двое ведущих в русских костюмах.

Ведущий 1: Дом стоит, и сердце радо.

На подворье - чистота.

(Указывая на загоны)

Там - буренка за оградой,

Здесь - цыплят не меньше ста.

Ведущий 2: У хозяев у радивых

Можно многое узнать:

Как растить козлят игривых,

Чем кормить свиней, гусят?

Ведущий 1 (указывая на загон): Вот овца -какой породы?

А теленок - много ль ест?

А корова сколько сможет

Надоить в один "присест"?

Ведущий 2: Точно, грамотно и верно —

В дозах, граммах и часах –

Лучше, чем любой учебник

Просветит семейство нас.

ВМЕСТЕ: Не ленитесь и трудитесь –

Все воздастся вам сполна!

(Народный вокальный ансамбль исполняет песню "Деревенька моя". Затем семейная картинка "оживает": все, о чем говорят ведущие, хозяева сопровождают действиями.)

Ведущий 1: На родном крыльце сидели

Хозяин с Хозяйкой, их ребенок.

В двух шагах паслись: теленок,

Бык, корова, поросята,

Козы, овцы и гусята.

Ведущий 2: Хозяин с Хозяйкой вместе

Распевают песни,

Жарко обнимаются,

Дерутся и ругаются,

Любятся, милуются,

Бранятся и целуются.

^ ВМЕСТЕ: В общем, не забудем -

Люди есть люди,

Хозяин: Дорогие друзья, разрешите представиться:

Я - Хозяин, а это - жена моя красавица.

Она (обнимает жену) у меня не бездельница,

Прекрасная хозяйка и рукодельница.

А этот ребенок, озорной, шаловливый...

^ ВМЕСТЕ: Нами очень любимый!

(Гладят ребенка по голове).

Хозяйка: А я вам про мужа скажу, про Хозяина.

Умен, справедлив, не курит, не пьет,

Все деньги свои в дом несет.

При этом есть много не просит,

И черти его нигде не носят –

Все по хозяйству да по хозяйству!

(Целует мужа.)

Ведущий 1: Дорогие друзья, сегодня вы узнаете много интересного о том, как нужно вести хозяйство, как ухаживать за домашними животными и как их растить. Отведаете замечательные блюда, приготовленные из продуктов, которые мы получаем от этих животных.

(Детский вокальный ансамбль исполняет песенку "Далеко, далеко на лугу пасутся ко... ". По окончании песни дети выпивают по стакану молока.)

Ведущий 2: Как вы уже догадались, дорогие друзья, речь у нас сейчас пойдет о коровах и телятах.

(Хозяйка вкратце рассказывает о породах коров, как и чем их нужно кормить, как ухаживать за телятами. Хозяйский ребенок читает стихотворение С. Есенина "Корова ")

Ведущий 1: Сегодня на нашем празднике присутствуют две замечательные хозяйки, которых по праву можно назвать буренкиными подружками. Они очень любят своих коровушек, и те платят им взаимностью, они дают своим хозяйкам очень много вкусного, жирного, полезного молока. Этих хозяюшек со своими питомицами мы приглашаем на нашу праздничную площадку.

(Под музыку проводится конкурс: кто из хозяек за определенное время надоит больше молоке. Вручаются призы и цветы.)

Ведущий 2: А кто никогда в жизни не доил корову? (Поднимаются руки.) А хотите попробовать?

(Из толпы приглашаются 3-5 человек для участия в конкурсе "Подои корову ". На кончиках пальцев резиновых перчаток делаются небольшие дырочки, перчатки заполняются водой. Задача конкурсантов - за определенное время "надоить" как можно больше воды. Победители получают призы.)

Ведущий 1: Дорогие друзья, сегодня на нашем празднике присутствует замечательная женщина - знатная телятница, Герой труда - уважаемая (ФИО). Она отдала своему любимому и нелегком} груду более 40 лет. За этот период (ИО) вырастила огромное количество маленьких телят.

И за тех телят — девицу

Из родимых мест

Повезли тогда в столицу

На колхозный съезд.

Там в Москве, в Кремлевском зале,

Как в каком-то сне,

Самый главный орден дали

За работу ей.

Уважаемая ..., мы от всей души желаем вам крепкого здоровья и всяческого благополучия! Огромное спасибо вам за ваш самоотверженный труд, и эти аплодисменты звучат в вашу честь!

(Заслуженной телятнице вручают цветы, подарок и исполняется ее любимая песня.)

Ведущий 2: Как вы знаете, дорогие друзья, коровы - это крупный рогатый скот. Но есть еще не менее любимый нашими хозяйками мелкий рогатый скот, и это...

(Зрители называют козу.)

(В исполнении детского ансамбля звучит песня из к/ф "Мама ". Дети одеты в костюмы козлят, солистка - в образе Мамы-козы. Песня сопровождается танцевальными движениями.)

Ведущий 1: Наш яркий праздник - необычный.

Он для того, чтоб удивлять

И сказочный сюжет привычный

На новый лад всем рассказать.

Пусть в сказке все давно знакомо,

Но будет свежим этот взгляд...

Сюжет таков: Коза ушла из дома,

Одних оставив семерых козлят.

(Участники театрального коллектива показывают сокращенный вариант музыкальной сказки "Волк и семеро козлят ".)

Ведущий 2: А теперь наша Хозяйка расскажет нам о своих козочках и барашках.

(Хозяйка вкратце рассказывает о козах, овцах, их породах, уходе за ними, кормлении. Показывает, какие вещи можно связать из козьей и овечьей шерсти. Хозяин может показать как правильно стричь овцу.)

Ведущий 1: Наверное, все знают такую детскую игру: взрослый и малыш, сидя друг против друга, сначала крутят головами — "Бараны, бараны", а потом - «стук головами».

(Сидящие на пороге Хозяин с ребенком показывают эту игру.)

Но есть и другие, не менее занимательные игры.

(Детский фольклорный коллектив показывает игру "Стадо ". Выбирают пастуха и волка все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома - на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Трава мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: "Волк!" - все овцы бегут в дом на противоположную площадку. Пастух встает на пути волка, защищая овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.)

Игры и конкурсы, которые ведущие и хозяева проводят со зрителями.

^ "ХРОМЫЕ БАРАНЫ"

Двум игрокам завязывают глаза и дают по воздушному шарику, к которому привязан колокольчик. Игроков ставят на четвереньки на расстоянии 2-х метров друг от друга, головами в разные стороны. Побеждает игрок, первый задевший шариком своего противника. Во время игры участники подниматься не должны. Зрители дают советы "своему" игроку, куда ему идти. Победителю вручается приз.

^ "ПРИСТРОИМ КОЗУ"

Большой рисунок козы разрезают на 6 квадратов, каждый из которых прикрепляется на куб. "Рога" подвешиваются заранее. Задача игроков - составить кубы по типу мозаики в правильном порядке, "пристроить " козу.

Ведущий 2: Вот какая красивая и добрая у нас получилась коза! А какое вкусное и полезное молоко она дает!

(Фонограмма фрагмента о козах из музыкальной сказки "Кошкин дом ". Девушки в русских костюмах угощают зрителей молоком с пирогами.)

^ Конкурс "ВЫПЕЙ МОЛОКА".

Участвуют 3-5 и более игроков. Каждый получает бутылку с молоком (0,5 литра), на горлышко которой надета детская соска. Задача игроков - выпить молоко через соску как можно быстрее. Победителю - приз.

(Детский ансамбль исполняет фрагмент из музыкальной сказки "Три поросенка".)

Ведущий 1: Как вы догадались, дорогие друзья, речь сейчас пойдет о поросятах. И вновь слово нашим хозяевам.

(Хозяин и Хозяйка подходят к загону и вкратце рассказывают о поросятах, как нужно их растить, выхаживать, чем кормить. Хозяин может рассказать и условно показать, как надо коптить свинину. Ведущие проводят со зрителями конкурсы.)

^ "БЕДНАЯ СВИНКА"

На наволочке заранее нарисованы пятачок и глазки свиньи, уголки перевязаны резинками В наволочку вложена подушка, "шея " обвязана широкой лентой. Под .музыку передается "бедная свинка" по кругу. Когда музыка кончается, тот, кто последним успел передать свинку соседу. кричит "хрю-хрю " и получает приз из стоящей в центре миски.

^ "НАРИСУЙ СВИНКУ"

В конкурсе участвуют 3-5 человек. Каждому предоставляется мольберт и лист ватмана Задача участников - нарисовать с закрытыми глазами мордочку свиньи. Кто нарисует красивее и быстрее, тому приз.

Ведущий 2: Дорогие друзья, нами через газету был объявлен конкурс на лучшую самодеятельную частушку о домашних животных и птице. Было напечатано более 20 частушек. Сейчас наш вокальный ансамбль исполнит те из них, которые были признаны самыми удачными.

(Исполняются конкурсные частушки, автор самой лучшей получает приз - живого маленького поросенка. Хозяин проводит аукцион по продаже нескольких поросят.)

Ведущий 1: Итак, наш праздник продолжается! Солист эстрадного ансамбля исполнит для вас песню из репертуара Сергея Беликова «И дорогу гуси переходят важно».

(После солиста детский фольклорный коллектив исполняет инсценированную песню "Купим тебе, бабушка, курочку", затем юные артисты подбегают к загонам с домашней птицей и кормят ее зерном и хлебом. Хозяин с Хозяйкой вкратце рассказывают о том, как нужно содержать домашнее птичье хозяйство: кур, петухов, цесарок, индеек, гусей и др. Хозяин берет каждую птицу в руки и демонстрирует ее зрителям. После этого участники детского ансамбля проводят игру.)

^ "КОРШУН И НАСЕДКА"

Игроки выстраиваются друг другу в затылок, обхватывают стоящих впереди за талию Первый в цепи изображает "наседку", все остальные - "цыплята". Один из игроков выступает в роли "коршуна", он старается схватить последнего в цепи цыпленка. Наседка мешает ему, преграждая путь разведенными в стороны руками. Все играющие помогают ей, стараясь, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна. Если цыпленок пойман, то выбирают новых коршуна и наседку, и игра продолжается.

(Ведущие проводят игры и конкурсы со зрителями).

^ "КАК КУРИЦА ЛАПОЙ"

Необходимо написать, "как курица лапой". Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет слово "петух ", получает приз.

^ "ГУСИНЫЕ ЛАПКИ"

В эстафетном конкурсе участвуют две команды по 5 человек. Задача каждого: надеть на ноги ласты, добежать до конфеты, съесть ее и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему игроку команды. В качестве приза победителям вручаются конфеты "Гусиные лапки"

(Детский вокальный ансамбль исполняет песенку "На танцующих утят быть похожими хотят". Затем танцевальный коллектив исполняет "Танец утят", вовлекая в него зрителей).

Хозяин: Мы вам многое рассказали о домашней птице, в частности, о петухах. Но не все знают, что, помимо домашних петухов, бывают еще и бойцовые. Посмотрите на петушиный бой. (Фрагмент боя). А разводит таких смелых, бесстрашных птиц – (ФИО), ему – наши аплодисменты и памятный приз!

Ведущий 2: Мы объявляли домашнее задание – конкурс на лучшее расписанное яйцо. Просим всех участников конкурса пройти на площадку!

(Конкурсанты называют свои ФИО и показывают расписанное яйцо. Всем им вручаются призы – небольшие плетеные корзиночки с яйцами. Солист эстрадного ансамбля поет песню из к/ф "Жестокий романс"- "Мохнатый шмель на душистый хмель". Танцевальный коллектив исполняет "Цыганский танец", после которого выходит на площадку Хозяин – в костюме пасечника)

Хозяин: В каждом доме непременно

Должен быть цветочный мед –

Чудный, вкусный, ароматный,

Он здоровье нам дает.

И продукты пчеловодства –

Всяк по-своему хорош.

Воск, пергу или прополис

Лишь умеючи возьмешь,-

В производство их включают,

И в косметике они.

Пчелы всех нас выручают,

Как друзья, в любые дни!

(Хозяин и девушки в русских костюмах угощают зрителей медом, дают небольшие кусочки сотов)

Ведущий 1:А как надо лечиться пчелами и продуктами пчеловодства, нам расскажет фельдшер (ФИО).

(Выступление специалиста)

Ведущий 2: Дорогие друзья, вы довольно близко познакомились с обитателями подворья наших уважаемых Хозяина и Хозяйки. Но у этих добрых людей живет на дворе еще один "зверь". Он самый трудолюбивый и самый грациозный. О нем написано очень много песен и стихов, о нем снято немало художественных фильмов и даже ставились спектакли. Вы, конечно, догадались о ком идет речь – это необыкновенное животное, конечно же, конь!

(В исполнении эстрадного ансамбля звучат песни, где фигурирует образ коня. Например, "Кони в яблоках", "Красный конь" и др. На финальном куплете под бурные аплодисменты зрителей на площадку въезжает Хозяин верхом на коне, делает круг почета).

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Сейчас мы приглашаем на нашу площадку зрителей, чьи фамилии являются производными от названий домашних животных!

(Перечисляет фамилии, например: Козловы, Курочкины, Петуховы, Барановы и т.п. Названные зрители поднимаются на площадку, в память о празднике им вручают подарки.)

Ведущий 2: Дорогие друзья, мы объявляли еще одно домашнее задание - приготовить блюдо из продуктов домашнего животноводства. Наши милые хозяйки приготовили очень много всего вкусного, и мы приглашаем вас на дегустацию!

(Все зрители подходят к лавкам на дегустацию блюд. Всем хозяйкам, авторам блюд – вручаются призы. В программу праздника также включены гусиные бега, катание на лошадях. А на ближайших лугах проводится конкурс косарей.)

Перепечатка Н.А.Жирнова,

Г. Навашино, Нижегородская область

супрядки

занятие по старинному прядению

Звучит вступительная песенка:

Заходите в нашу горницу,

Нашу сказочницу-скромницу

Погостите, коль понравится

Наша горница-красавица.

Ведущая: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, как в старину пряли шерсть. Но прежде отгадайте загадку:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

Правильно, это овца. Издавна из мягкой шерсти овцы пряли нити для шерстяной ткани. Хозяева стригли шерсть вот такими ножницами, а пряли они при помощи прялки-лопаски. Вот она. У этой прялки такое же «донце, как у прялки-гребня, которой прядут лен. Такая же ножка, но вместо гребня -дощечка, которая называется лопаска. К лопаске пряха привязывала пучок шерсти, то есть кудель. Из кудели свивалась шерстяная нитка. (Прислушивается.) Ребята, за печкой что-то шуршит, у трубы...

(Появляется домовой.)

Домовой: Кто шуршит за трубой?

Это я, домовой!

Разговор ваш услышал,

Показаться детям вышел.

У меня, ребята, есть

Мягкая овечья шерсть.

На лопаску привяжите,

Для потехи подрядите.

Ведущая: Смотрите, ребята, овечья шерсть! Хватит на кудельку. Привяжем на лопаску. Можно начинать прясть? Нет? А почему? Чего не хватает? Ну, конечно же, веретена. Как же быть? Уж не домовой ли спрятал наше веретено?

Домовой: Я вам тогда отдам веретено,

Когда ответите: зачем нужно оно?

(Дети отвечают, домовой исчезает. Из-за печки падает веретено.)

Ведущая: Пожалуй, можно начинать прясть: прялка есть, веретено на месте... Да вот пряхи у нас нет.

(Раздается стук в дверь, входит пряха. Она знакомится с детьми, показывает им, как нужно прясть. Идет небольшой рассказ о том, как пряли в старину. Пряха показывает несколько шерстяных вещей - те, что можно соткать и связать из шерстяных ниток. Затем она прощается с детьми и уходит.)

Ребята, а вы знаете, что такое супрядки? Так назывались посиделки, на которых пряли шерсть. Девушки пели песни, плясали с добрыми молодцами... На супрядках каждая, пряха гордилась своей красивой прялкой с резным донцем и лопаской... Ребята, прислушайтесь!

Не мышка скребется,

Не дождь и не птица -

А снова к нам в горницу

Сказка стучится.

(Входят бабушка и ее внучка Аленка. Идет театрализованная сценка.)

Бабушка: Озорница и гулена!

Ну-ка, прясть садись, Алена!

Не дитя, чтобы играться,

Хватит по дворам шататься!

Слава Богу, восемь лет.

А ума у девки нет.

Чтоб приданое напрясть,

Надо начинать сейчас.

^ Алена: Не ругай меня, бабуся.

Где сестра моя, Маруся?

Бабушка: Да она своим порядком

Побежала на супрядки.

Вон в Матрениной избенке

Собираются девчонки.

На супрядках, ясно дело,

Не сидят они без дела:

Все с работою идут,

Прялочки с собой несут.

Алена: Глянь-ка, бабушка, в окошко -

Держат прялку-то за ножку.

Интересно, почему?

Ну, никак я не пойму.

Бабушка: Коль идешь на вечеринку,

Держишь прялку как картинку,

Чтоб видали за версту

Всю резную красоту.

^ Алена: А зачем красой хвалиться,

Своей прялкой заноситься?

Бабушка: Подросла бы ты сначала,

Вот тогда бы и речала.

На супрядках, как придется,

Не садятся - так ведется.

Весь почет в избе - для тех,

Прялка чья нарядней всех.

Нарядная прялка -

Почетное место:

Смекайте в деревне -

Богата невеста!

Вот, голуба, подрастешь

И обычай наш поймешь.

Донце прялки да лопаска -

Словно расписная сказка.

И работать пряхе любо,

Так-то вот, моя голуба.

^ Алена: Глянь, с гармонью-однорядкой

Едут парни на супрядки.

Бабушка: Эти гости тут как тут,

К красным девицам идут.

Будут песни там да шутки,

Пляски, смех да прибаутки.

Алена: Не зря готовилась Матрена:

Изба у ней с утра метена,

Лучин березовых полно

Для вечера запасено.

Зажгут - прясть будет не темно,

Не выскочит веретено.

Бабушка: Ах, Алена, подрастешь,

Перву косу заплетешь,

Справим золочену прялку,

На супрядочки пойдешь.

А покуда не скучай,

Вместе с бабкой запевай.

(Алена и бабушка поют)

Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется.

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Веретенце мое крутится,

Все, о чем мечтаю, сбудется.

Все, о чем мечтаю, сбудется,

Мое сердце не остудится.

Золотая прялка звонкая,

Не порвется нитка тонкая.

Не порвется нитка тонкая,

Не пройдет жених сторонкою.

(Уходят.)

Ведущая: Очень интересно рассказала бабушка Аленке про супрядки-вечеринки. Давайте и мы устроим в нашей горнице веселье, как на настоящих супрядках. Нам немного для этого нужно: красивая прялка да веселая гармошка. Выходите, ребята, пляшите - кто как хочет и кто как умеет,

(Общее веселье. Все пляшут, поют частушки. Звучит финальная песенка.)

Наша встреча завершается,

С нами горница прощается.

Но в душе надежда светится -

Поскорей бы снова встретиться.

Перепечатка М. Лукашук, Н.Новгород

^ Cпи моя радость, усни!

сценарий для детей младшего возраста

Под звуки вступительной песенки дети входят в горницу и рассаживаются на лавках. Посреди горницы подвешена колыбель.

Песенка: Вот на улице смеркается,

Колыбелечка качается,

Спать пора, довольно маяться.

Наша сказка начинается.

Ведущая (рукой покачивает колыбель):

Ребята, я загадаю вам загадку:

Без рук, без ног,

Во все стороны клонится.

Не роя, а колыбается,

Не троста, а шатается.

Сама поскрипывает,

Сама попрыгивает.

Что это? Правильно, это колыбель. Для чего она нужна? А кто вспомнит, как ее еще называют? (Зыбка, люлька.)

(Тихо напевая баюкающую мелодию, с младенцем на руках в горницу входит хозяйка. Она в русском народном сарафане и платке. Уложив ребенка в люльку, поет ему народную колыбельную песню.)

Хозяйка: Ай люли, ай люли.

Прилетели журавли.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрипите,

Мово Ваню не будите.

Шишь вы, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите.

А мой Ваня будет спать,

Стал уж глазки закрывать.

Аи люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Они стали ворковать:

Чем нам дитятку качать?

Две бумажки на кармашке,

Обе синеньки,

Кому синюю бумажку -

Тому ситцу на рубашку.

Аи баюшки, баюшки,

Слеталися галушки,

Сели на вороты,

У них красны боты.

Воротушки эти скрип,

Мой Ванюшка лежит-спит.

(Видя, что ребенок уснул)

Будет дитятко качать.

На залавке что ль прибрать?

(Начинает заниматься домашней утварью, расставляет ее по своим местам.)

Из-под кваса бурачок

Повалился на бочок.

Нынче хлебушек пекла -

Мукосейка вся бела.

Мукосейку оботру

Да на место приберу.

Бают: "Хлеба ни куска -

Так и в тереме тоска".

Я в семье своей на душу

Каждому найду краюшку.

(Берет в руки сито, кладет его на место.)

Были бы мука да сито -

Завсегда мы будем сыты.

Вот Ванюшка подрастет,

На поле с отцом пойдет,

Будет нас тогда кормить

И подарочки дарить.

(Качает колыбель, напевает русскую народную песню)

Байки-побайки.

Матери - китайки,

Отцу - новы сапоги.

Куда хошь, побеги.

Сестре - ленточку,

Прозументочку,

Брату - серого коня,

Заломи голова.

Кресне - шелковый платок,

Гранатуру на салоп,

На шеечку - янтарьки

Восьмушки в полторы.

Бабушке - сережки,

Серебряные,

А другие - золотые,

С-под подъящичками...

(Возвращается к печке.)

Завтра утром - печь топить,

На обед хоть щец сварить...

"Не обычай дегтем щи белить,

На то - сметана есть" (нар. поел.)

Вот сметану я, пожалуй,

Загодя достану.

(Обнаруживает, что горшок пуст.)

Ах, разбойник, Васька-вор!

До чего ж, злодей, хитер!

Учинил котище вред:

Глядь - в горшке сметаны нет!

Спрятался, хитер как бес...

Не в подпечье ли залез?

Ишь, притих и ни гу-гу.

Вот возьму я кочергу!

(Шарит в подпечье кочергой.)

Хоть в подпечье Васьки нет,

Будет он держать ответ.

Мигом вора отыщу,

За вину с него взыщу!

(Уходит.)
Категория: Современный | Просмотров: 3554 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz