загрузка...
Введение
Молодёжные политические организации, постепенно активизирующиеся в своей деятельности, за неимением достаточного количества знаний и опыта берут пример с политических деятелей прошлого времени. Идеологии, системы ценностей и яркость убеждений на политической арене таких личностей, к примеру, как Бакунин или Троцкий активно заимствуются и используются молодёжью.
Как известно, один из самых популярных молодёжных политических кумиров – Че Гевара. Самый «разрекламированный» революционер-романтик, причём единственный в своём роде, изображается на одежде, сувенирах, активно используется в рекламе, его всегда можно наблюдать на плакатах и транспарантах во время молодёжных выступлений. За прошедшие 30 лет на образе Команданте были нажиты космические суммы денег. На самом деле немногие знакомы с фактами его биографии, деятельности и его значением в истории Латинской Америки и всего мира.
А кто в действительности был Команданте Че? Не слишком ли многими легендами «оброс» образ «кубинской ласточки»? Как молодой аргентинец, сам того не ведая, смог стать родоначальником кардинально новой моды? Что стало причиной его мировой моды? В этом я Вас и приглашаю разобраться.
Актуальность данной работы определяется возможностью изучения революционной деятельности Эрнесто Че Гевары, судьбы марксистского учения о социализме, исследованием двух образов Команданте (реального и рекламного), их сравнением и рассмотрением примеров использования Че в рекламе.
Социальная значимость данной работы определяется ростом молодёжных организаций, следующих примеру деятельности Че Гевары, его системы ценностей, взорвавшей основы «общества потребления» (ценности которых – это слава, власть привилегия). Изучив и сравнив действительные и интерпретированные идеи Команданте, мы сможем разобраться в деятельности его последователей.
Личностная значимость темы заключается в том, что создание этого проекта поможет формированию моего мировоззрения и политической ориентации в настоящее время.
Проект реализуется в предметных рамках истории, обществознания, политики и географии. Спектр предметов довольно обширен, но это всецело является причиной того, что мы рассматриваем проблему проекта с разных точек зрения.
Проект может быть квалифицирован как исследовательская работа, индивидуальная, долгосрочная.
Объектом исследования является непосредственно личность самого Че Гевары.
Предмет исследования – феномен популярности Команданте Че.
Гипотеза исследования звучит так:
Предположим, что Че как личность не соответствует тому, в кого его превратил современный пиар.
На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: изучить причину культа Команданте, его непрекращающееся использование в рекламе.
Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить требующиеся источники информации по теме в области философии, политологии, истории и обществознания (документы, мемуары)
2. Обработать полученную информацию
3. Систематизировать полученные знания
4. Провести анкетирование среди учащихся школы
5. Проанализировать и обработать полученные результаты
6. Разработать сценарий проведения «Круглого стола» среди учащихся нашей школы по данной теме.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1.Эмпирические:
Анкетирование (открытые и закрытые вопросы)
2.Теоретические методы:
1. Анализ литературных и исторических источников
2. Обработка анкетных данных учащихся
3. Обобщение полученной информации
4. Математическое моделирование (диаграммы и гистограммы)
Практическая значимость работы определяется личным желанием провести «Круглый Стол» по данной теме среди учащихся нашей школы.
Глава I
«Самый совершенный человек XX века»
^ 1.1. Cтатус революционера в мировом революционном движении
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания.
Идеологии стали зарождаться в XIV веке в период Возрождения. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. В это время появились новые земные идеалы, способные начать формировать у людей:
- права индивида на жизнь,
- приоритет свободы,
- приоритет собственности.
Данные приоритеты были сформированы первыми либералами, сторонниками свободы, которые мечтали о мирном переустройстве общества.
В XVII веке Европу потрясли первые буржуазные революции. Участники этих событий с оружием в руках боролись за свои идеи, требующие радикального изменения общественного уклада в государстве.
История мирового революционного движения насчитывает не одно столетие. Люди разных стран, сословий, мировоззрений во все времена боролись за свои права с помощью революции, «коренного переворота». Но из каких побуждений они организовывались в группы, протестующие установленным порядкам? Выступления таких «групп» всегда имели под собой основу. Чаще всего эта причина – ущемление в каких-либо правах. И действительно, какой пример революции мы бы не привели, идеей совершения «коренного переворота» зачастую являлось неравноправное разделение людей на сословия, передающие свои права, привилегии по наследству. Во все времена власть государства, независимо от формы правления, тяготела к людям, занимающим более высокое положение в обществе, а иначе говоря, к имевшим частную собственность. Как следствие, решения, принимаемые государством, всегда представляли интересы «верхов» общества, будь то издание нового закона, запрета или указа.
Конечно, не все государства прошли через такой этап развития, как революция. Но если сравнить в процентном соотношении государства, в которых происходили коренные перевороты, с теми, в которых их не было, то преобладание первой цифры будет очень существенным. О чём это говорит? Думаю, о том, что в ходе истории людей, недовольных данными (или нет) им правами, было гораздо больше, чем тех, которых всё устраивало. Как я уже говорила, «хорошо устроившимися» были привилегированные люди, то есть причин для проведения революций у них не было. Поэтому участниками революций всегда были люди, определённые классом ниже, ограниченные в своих свободах. Они и составляли массу мирового революционного движения.
Кто такой революционер? Согласно «Толковому словарю»
С.И. Ожегова, «революционер – это участник революционного движения, революции или человек, который производит переворот, открывает новые пути к какой-нибудь области жизни, науки, производства».
Созданный в XIX веке в России «Катехизис революционера» Нечаева, Кропоткина и Бакунина, первая настольная книга революционеров в истории, даёт нам понятие «кодекса поведения» революционера. Катехи́зис(от греч. Κατήχησις — поучение, наставление) — наставление, книга, содержащая основные положения какого-либо учения. Обратимся к некоторым положениям катехизиса:
§1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью —революцией.
§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него
— враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.
§3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает
только одну науку, науку разрушения. Для этого и только для
этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй
медицину. Для этого изучает он дённо и нощно живую науку людей,
характеров, положений и всех условий настоящего общественного
строя, во всех возможных слоях. Цель же одна — наискорейшее и
наивернейшее разрушение этого поганого строя.
§5. Революционер — человек обреченный. Беспощадный для
государства и вообще для всего сословно-образованного общества,
он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между революционерами и властью существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война не на жизнь, а на смерть. Революционер каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.
Че принадлежал к тому самому бурному мятежному поколению, которое было верно идеям марксизма.
Эрнесто Гевара стал идеальной фигурой в политике в тот период, когда он отдалился от правительства социалистической Кубы. Именно тогда мир увидел в нём истинного интернационалиста, бескорыстного борца, который не скомпрометировал себя связями с правительством и властью. В прощальном письме Ф. Кастро Команданте писал: «Я частично выполнил долг и отказываюсь от звания министра, от гражданства, не оставляя семьям имущества, и рад этому, потому что о них позаботится государство».
У молодёжи появился новый революционный образ борца-романтика – Че… Что случилось?... Эрнесто Гевара превратился в универсальный символ сопротивления и конформизма.
^ 1.2 Че Гевара – путь в революцию
История революций Латинской Америки представляет объект нашего интереса. Знаменитый революционер XIX века Боливар, освободивший ряд стран от рабства, испанского господства и подаривший материку образец республики, любил повторять: «Искусству побеждать учатся на поражениях». В XX веке знамя революционной борьбы латиноамериканцев было подхвачено молодым неустрашимым Эрнесто Че Геварой, который вместе с братьями Кастро стал лидером Кубинской революции. Обратимся к истории этой революции.
С конца 18-го века США стали для острова Куба «великим северным соседом»,1 а по сути полновластными хозяевами. В 1902 году Куба стала независимым государством, однако в её Конституцию под нажимом США была внесена статья – «поправка Платта» , которая давала возможность США в любой момент ввести войска для контроля над экономикой и политикой Кубы (от собственности на сахарные заводы американцев до назначения президентов).
В 1933 г. в ходе революции был свергнут диктатор Мачадо («осёл с когтями»). Руководство армией захватил полковник Батиста, бывший ранее секретарем у генерального инспектора армии . Диктатор Батиста имел восхождение к власти Кубы дважды : сержант Батиста был произведён в полковники и президенты так же, как в Германии бывший ефрейтор Адольф Гитлер стал канцлером. Даже церковь, плантаторы и сахарозаводчики проявляли недовольства Батистой.
«Наш человек в Гаване», как называли его американцы, всё меньше устраивал и Вашингтон. Кубинское общество устало от беззакония, казнокрадства и произвола властей. И когда диктатор Батиста довёл общество до кризиса, то молодые патриоты братья Кастро провозгласили своим лозунгом «Свобода или смерть! ». Молодой юрист Кастро в 1952 году предъявил ему список обвинений с условным сроком на 64 года. В следующем, 1953 году, 165 человек под руководством Фиделя Кастро организовали штурм казарм Манкады.
Но штурм захлебнулся,так как правительственных войск было в 15 раз больше (за каждого убитого диктатор приказал расстрелять 10 пленных). Революционеров осудили, но Ф. Кастро показательно амнистировали в 1955 г. Через полгода он уехал искать союзников по Латинской Америке для проведения новой революции. 82 человека отправились на Кубу, купив за 15 тысяч яхту «Гранма», из Мексики. Среди них был аргентинский врач Эрнесто Гевара по прозвищу Че. Повстанцы были замечены в 40 км. до гор Сьерра – Маэстро. Против них выступили 1000 батистовцев. На Кубу добрались после боёв всего 22 революционера с 2 –мя автоматами. И это - против 30 тысяч регулярной армии!
Батиста объявил народу о гибели революционного отряда, надеясь подорвать веру в революцию. Ответом диктатору стал лозунг Ф. Кастро: «Воюем не против армии, а против Батисты!» Это была война против полицейско – политического режима. На Кубе росло «движение 26 июля» в память о первом штурме Манкады. Оно состояло из 62-х групп, действовавших в Карибском бассейне и странах Центральной Азии (собирали средства, оружие, разъясняли задачи). В движение входили и безработные, и крупные собственники… Особую роль в борьбе с диктатурой играли крестьяне. Без их поддержки Кастро не мог бы даже продержаться в горах. Повстанцы защищали крестьян от карателей, учили грамоте и лечили их самих и их детей и, самое главное, обещали после победы наделить их помещичьей землёй…
Гибкая тактика, исключавшая резкие антиамериканские выступления, усыпила бдительность США, которые предложили утвердить на Кубе третью силу – временное правительство.
Кубинская революция победила первого января 1959 год. Она носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Была произведена национализация собственности компаний США, местной крупной и средней буржуазии, а также аграрная реформа, создан государственный сектор в сельском хозяйстве, объединены все силы страны, укреплена коммунистическая партия.
Родился Эрнесто Че Гевара де ла Серна 14 июня 1928 г. в аргентинском городе Росарио. Когда он стал знаменит, газеты писали о том, что он русский, выдающий себя за латиноамериканца. Однако он был аргентинцем: по отцовской линии – в двенадцатом поколении, по материнской линии - в восьмом. Даже его второе имя – Че – являлось дружеским прозвищем, полученным на Кубе и отражающим характерное присловье жителей Аргентины. Среди его предков – испанские завоеватели – конкистадоры, ирландские мятежники, аргентинские патриоты. По – видимому, Че унаследовал некоторые черты беспокойных прародителей: его влекло к дальним странствиям, опасным приключениям, новым идеям.
Мальчик с четырёх лет стал страстным любителем чтения. Он увлекался поэзией и живописью, сам неплохо рисовал акварелью. Ныне здравствующая няня Розарита вспоминает, что Че подростком бил фонари на улицах. Акция протеста была стихийным ответом на рост платы за электричество. Тогда результат не заставил себя ждать: цены на электроэнергию снизили. После окончания колледжа он считал себя наследником левых взглядов. Его кумиром был В.И Ленин. Став студентом, считал близкими по духу идеи Махатмы Ганди. Че активно выступал в политических диспутах , студенческих волнениях и хотя учился на тройки, очень много читал. В большой домашней библиотеке, бывшей в его распоряжении, наряду с классикой имелись книги по философии, искусству, истории, работы Ленина, Маркса, Кропоткина, Прудона, Бакунина. Гражданская война в Испании, Вторая Мировая война, активизация общественной жизни в Латинской Америке с юных лет волновали его, развили интерес Эрнесто к политике.
Молодой аргентинец привлекательной наружности, студент медицинского факультета вместе с другом отправились в путешествие по латинскому континенту: Чили, Перу, Колумбии, Венесуэле. Это произошло в начале 50-х годов. Их поездка длилась около 2-х лет, позади остались около 12 000 километров. Но главным итогом для Че стало переосмысление предназначения человека. «Важно служить людям», - в этом он признался своему товарищу по возвращении в Аргентину. Горе, нужда латиноамериканцев перевесили чашу весов - выбор для Эрнесто был не за учёбой, а за стойким убеждением лечить прокажённых. Эта идея так крепко овладела им, что Гевару не удержали даже два оставшихся месяца учёбы перед получением диплома доктора.
Отказавшись работать в аллергологической клинике, Че отправился в Венесуэлу работать в лепрозории, убежище для изоляции прокаженных, больных лепрой . Следующей остановкой для юноши стала Боливия, самая бедная страна в Латинской Америке, пережившая 179 переворотов! Молодого врача манила и Гватемала, где президент объявил о необходимости приватизировать национальные богатства, лишив контроля над ними США. О Геваре заговорили как о революционере. К нему всё чаще обращатьсяся с вопросами: «Вы читали «Новый Китай» Мао ?», «Вы троцкист?».
Нужда и забитость народа, чёрствость и продажность верхов заставили Че задуматься о том, как помочь простым людям. Постепенно он приходит к выводу, что ни благотворительность, ни постепенные реформы под эгидой США не освободят народы Латинской Америки из тисков нищеты и бесправия. Уже тогда он решил, что есть только один выход – социальная революция, и в ней его место. Покидая с дипломом врача летом 1953 г. Аргентину, Эрнесто заявил родителям и друзьям: «С вами прощается солдат Америки».
Он познакомился с братьями Кастро, которые в Мехико собирали отряд против режима диктатора Батисты на Кубе и его тридцатитысячной армии. Че стал одним из 82-х участников Кубинской революции. ( До них левацкие группировки устраивали диверсии, похищали дипломатов, требовали выкуп или освобождение политзаключённых, методами партизанской войны пытались свергнуть военную диктатуру и избавиться от иностранного вмешательства в дела Кубы.)
Товарищи братьев Кастро и Че Гевары были спаянными, закалёнными в боях, дисциплинированными бойцами. Многие новички из крестьян в отряде страдали «детскими болезнями»:
- не привыкли есть один раз в день;
- отказывались от еды, если она была не вкусной;
- в вещмешках носили много лишних вещей, и если они натирали плечи, то в первую очередь выбрасывали еду, что в условиях партизанской войны было преступлением
Для Че, страдающего астмой, сырость, трудные подъёмы в горы, ночлеги на земле были сущим адом, грозившим смертью.А он безропотно носил с собой груз медикаментов и повсеместно на привалах немедленно начинал проводить медицинские консультации для населения: рано состарившихся больных беззубых женщин, детей с огромными рахитными животами, страдающими общим авитаминозом и паразитами. Че не мог поступать иначе, его идеалами с отрочества было Киплинговское «If», а тотемной фигурой – Дон Кихот.
Вдохновляющий и мятежный образ Че Гевары активно стал утверждаться в сознании народа. О нём слышали, его узнавали. Под этим воздействием в партизанские отряды стали вливаться и крестьяне, и рабочие. Люди объединялись под единым знаменем борьбы за свои права.
^ 1.3 Мировоззрение как основа основ.
Многоликий образ Латинской Америки составляют люди всех цветов и оттенков кожи и самого разного происхождения. «Мир белых» и «мир индейцев» долгое время были двумя непримиримо враждебными реальностями. Особенностями континента стали:
- возникший в рамках испанского колониального общества социальный институт, намного переживший это общество, - латифундизм как сращивание крупной земельной собственности и власти на местах. Он образовал прочный симбиоз с индейской общиной;
- тенденция подавления общностью личного начала, отрицательное отношение к индивидуальной инициативе, недоверие к нововведениям и стремление по возможности их избежать;
- установка на отказ использовать окружающую среду ради улучшения социально-экономических условий существования.
С первой особенностью, с латифундизмом связано такое явление как каудильизм ( исп. El caudillo – предводитель, вождь). Это выдвижение «сильной личности», подчиняющей себе окружающих её людей и пользующейся неограниченной властью в рамках любой общности – в вооружённом отряде, в партии, в том или ином районе или в государстве в целом. Очень часто в роли каудильо выступали латифундисты, и народ привык подчиняться такой власти от местного до общегосударственного уровня.
Именно поэтому поездка по Латинской Америке стала важным фактором в формировании личности Эрнесто Гевары. Он знакомился с государствами, изучал народы, выделял общие для всех проблемы. Че любил людей и хотел всем помочь.
Команданте умел убеждать, его слушали. Может быть, поэтому его приговорили к смерти «Приказом 700» президента Боливии, в соответствии с которым его следовало убить любым способом?!
Капитан Гарри Прадо, проводивший операцию по задержанию отряда Че в лесах Боливии, назвал Команданте «Дьяволом».Из разговора с ним Прадо вынес мнение, что «Гевара говорит как Христос». В Че была внутренняя сила, харизма ( в Латинской Америке до сих пор существует миф о роковом преследовании тех, кто оказался причастен к убийству Че).
Гевара победил свое тело, свою болезнь-астму он игнорировал, поднимаясь с партизанским отрядом высоко в горы, совершая многокилометровые переходы. Он не стыдился признаться в тех «истинах» социализма, которые другими признавались, как неопровержимые постулаты. Команданте признавался, что его голос не слышат. Став министром правительства, он призывал всех чиновников после рабочего дня работать на сахарном тростнике, чтобы в экономике был виден труд каждого. Он выступает за внедрение моральных стимулов в работе. Его дети не имели никаких льгот в питании, потому что он считал, что трудности касаются всех в равной степени. Эрнесто Гевара, получив высшее воинское звание – Команданте, отказался от обеспечения всеми благами своей семьи. Он понимает, что следуя по советскому пути развития, то есть социалистического централизованного планирования, Куба опять попадает в глубочайшую зависимость от очередной сильной руки (вместо США - СССР) и Че с этого момента отходит от русских. Он видит два пути выхода из такой ловушки: накопить внутренние ресурсы на самой Кубе засчет внедрения моральных стимулов в работе, а с другой стороны уйти из игры супердержав, в которой Куба для СССР была пешкой. Чтобы разрешить сомнения: «Почему социализм взращивает вождей – элиту и не может преодолеть раскол общества на привилегированных и остальных?» Гевара отказался от должности и отправился по миру искать более совершенные пути социальной справедливости. Че отделил причинные связи от того, что было последовательностью событий во времени (подготовка революции, ход революции, строительство нового общества, государства) и осмыслил исторический опыт. Теория, адекватно отражающая тогдашнюю действительность, была для Че важнейшей целью поиска, а не уже готовым фундаментом, каркасом, который следовало «обновить» новым революционным опытом. Да, на него никто «не давил», он делал открытия-выводы, может быть поэтому в нём себя узнают и марксисты, и анархисты, и социал-демократы? Размышляя и воплощая в жизнь свои идеи, Че неоднократно обращался к различным революционным течениям: и марксизму, и ленинизму, и троцкизму, и сталинизму, и анархизму. Но важно отметить, что Че не выбрал ни одну из существовавших тогда идеологий, он не придерживался какого-либо единого течения. Активно изучая и заимствуя идеи из различных ветвей мирового революционного движения, Че смог создать радикально новую теорию революционизма, идеи которой до сих пор ждут своего предметного изучения лучшими политологами мира.
Это влекло к нему вольнодумцев, но большинство партий отталкивали от себя Че. По признанию Майка Гонсалеса, профессора университета Глазго (Шотландия), Че был выразителем идей, надежд, того, что витало в воздухе в те годы как возможность, цель. Тревожные симптомы в вопросе о зарплате, росте безработицы, экономического благополучия небольших слоев, возрождающемся к началу 60-х расизме, первых гастарбайтеров Европы из стран третьего мира – все говорило об обуржуазивании рабочего класса и о конце иллюзий о справедливости. Студенты стали искать способы «взорвать» эту реальность, они перестали верить в рабочий класс, считали, что пролетариат уже стал частью общества потребления. После смерти Сталина в странах социалистической ориентации, как полагала молодежь, не было достаточной свободы, демократии. Восточная Европа не давала уже образца для подражания. В ней, как и на Западе, не было утопий. Многие лидеры социалистических государств стали правителями - бюрократами. Че не скомпрометировал себя ничем. Он оставался бескорыстным борцом – интернационалистом. И стал идеальной фигурой в политике.
Что есть мировоззрение? Это комплексное понятие, включающее в себя и миропонимание, и мировосприятие, и миросозерцание. Мировоззрение выражает идеалы, целостное представление об обществе, человеке. Оно всегда исторично, в нём проявляются черты времени, оно связано с основными проблемами эпохи. Сострадание к забитым, униженным народам континента открывали для Че смысл его деятельности.
Д.И. Писарев заметил, что «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке: убеждения каждая личность формирует сама…». Вера, доверие, верность, уверенность, духовная свобода - это определённая характеристика психологического мира человека, характеристика его отношения к другим людям.
Если знаменитый французский философ Сартр назвал Эрнесто Гевару «самым совершенным человеком XX века» наш интерес в исследовании феномена популярности Че – это изучение системы его ценностей как личности.
Характеристика революционного лидера Кубы полностью дается в учении Эриха Фрома о человеке будущего, в учении американского философа-романтика Ральфа Эмерсона: «Человек - это дух, органом которого является физическое тело, и говоря об уважении к человеку, мы уважаем не тело, а его дух, потому что, если бы он целиком проявился в действиях человека, нам пришлось бы только стать перед ним на колени». Существование есть исполнение, реализация извне заданных смыслов, чужих программ, которые человек исполняет. Бытие же руководствуется сознательным человеческим смыслом.
Выводы
Революционер – это радикал, изменяющий активными действиями существующий мир. Как говорил сам Че ,«революция не отказывает никому в желании изменить мир и своё поведение».1
Поездка по Латинской Америке сформировала мужчину-бойца, который пришёл к выводу: «Силён не тот, кто побеждает другую силу, а тот, кто заботится о слабости».
Все факты биографии Че Гевары подтверждают, что человек – творец своей судьбы. Будучи простым жителем Латинской Америки, Эрнесто нашёл в себе неимоверное желание и силы посвятить собственную жизнь борьбе за свободу народов континента. Став новым каудильо для латиноамериканцев, Че, обладавший огромной харизмой, смог охватить своими идеями освобождения колоссальные массы народа.
В мире в 60-е годы XX века появился новый революционный образ борца-романтика – Че Гевара. Что случилось?... Эрнесто Гевара превратился в универсальный символ сопротивления и конформизма.
Французский философ Сартр назвал Эрнесто Че Гевару
«самым совершенным человеком XX века», и по сей день с ним соглашаются миллионы жителей Латинской Америки.
Каким представляется нам Команданте?
На государственном посту ему характерны:
- бескомпромиссность;
- неприятие льгот и привилегий;
- противостояние бюрократизму;
- антириторика;
- жизнь по карточкам.
Как лидеру ему свойственны:
- сплав самоиронии;
- прямота;
- антириторика;
- милосердие;
- авантюризм;
- внутреннее напряжение и готовность к самопожертвованию.
|