Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
30.11.2020, 17:41
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Сценарий 14 февраля 2017
Cценарий 23 февраля 2017
Cценарий 8 марта 2017
Сценарий к Масленице
1 апреля
Сценарий к Пасхе 2017
Сценарий к 9 мая
Сценарий Выпускного вечера
Сценарий Последнего звонка
Сценарий выпускного в детском саду
Сценарий Осеннего Бала
Сценарий на свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Утренник в детском саду
Проводы в армию
В летнем лагере
Юбилей женщины 55 лет
Сценарий для лагерной смены
Оригинальный сценарий
Смешной сценарий
Музыкальный сценарий
Необычный
Современный
Взрослый
Спортивный
Сценарії українською мовою
Сценарий день рождения
Сценки день рождения
Сценарий 1 сентября
День воспитателя
День учителя
День матери
Хэллоуина
Рождества
Татьянин День
День Студента
Сценарий Мисс и Мистер 2016
Посвящения в студенты
Сценарий на Новый год
Новогодний сценарий
КВН
На корпоратив
Взрослый
Ко Дню Космонавтики
Святки Колядки
1 июня День защиты детей
День семьи любви и верности
Год Греции в России

загрузка...
Главная » 2013 » Март » 15 » Сценарий на тему свобода как нравственная ценность
16:51
Сценарий на тему свобода как нравственная ценность
загрузка...
^ Характер и нравственное поведение ребёнка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм

Говоря о нравственных ценностях в семье, необходимо отчётливо представлять, что жизнь и общество вкладывает в понятие «нравственность».

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умением, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.

Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, а она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека...

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке...

Понятие «добрый человек»- очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё- понятия нравственности.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себе три уровня: мотивационно - побудительный;

чувственно - эмоциональный;
- рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.

Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном развитии, то есть когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть.

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Сочувствие - это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели. Для маленьких - это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познать мир во всех его проявлениях.

Для взрослых людей чувства являются источником вдохновения, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.

Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлениям мужества, воли, героизма и бесстрашия.

Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребёнка, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на ребёнка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается большими проблемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребёнка, притворству и отчуждению.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое потребность? Потребность - это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации - приведут к противоположным результатам.

Нравственные потребности состоят из следующих элементов:

Эмпатия-способность человека понять затруднительное положение или состояние другого человека, умение войти в его внутренний мир. Человек, умеющий проявлять эмпатию, это - душевный, отзывчивый человек.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитывать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребёнку дают конфету, он берёт её и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребёнку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребёнок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Таким образом, он получил урок «отзывчивости, доброты».

Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Ещё одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребёнка, является нравственная ценность.

^ Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признаётся как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцентризм в нём будет преодолеваться.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.

Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребёнка и взрослого проявлять доброту и любовь на деле, а не на словах.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ещё одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости). Понятие «совесть» в словаре трактуется так: «Совесть — это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущности человека и т.п.».

Формировать нравственность нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда, пробуждая совесть.

Следующий этап формирования должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность.

Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается всем содержанием нравственного воспитания в семье. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред.

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого понимания. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитие нравственных потребностей - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также четко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

В заключение хотелось бы отметить, что К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно нравственно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

^ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Диспут «Нужна ли современному обществу высокодуховная личность?»

Из опыта работы школ Белозерского района

Актуальность:

Новые общественные отношения складываются в соответствии с альтернативными для российской ментальности ценностями. Кардинально пересматриваются приоритетные жизненные ценности и идеалы. На первый план выходит материальное благополучие, которого невозможно достичь, если придерживаться старых моральных принципов. Духовность и успешность вступают в противоречие. Современный человек вынужден выбрать одно из двух. Поэтому большинство приходит к убеждению, что быть высоконравственным – невыгодно, более того – приверженность высоким идеалам приводит к жизненному краху.

Диспут призван дать нравственную опору, оказать помощь в выборе достойной цели и в сохранении достоинства, в определении поведения, за которое не будет стыдно ни перед людьми, ни перед своими детьми, ни перед самим собой.

^ Цель мероприятия:

«Оправдать» традиционный нравственный стиль жизни, основанный на соблюдении высоких принципов.

Оборудование

Оформление доски: правая половина - «Энциклопедия современных жизненных советов» (по материалам прессы и современных художественных произведений), левая половина – «Советы мудрецов». Иллюстративный материал: фотографии из молодежных журналов и репродукции классической живописи.

(Например:
Современные советы
Советы мудрецов

«Бабушка твердила, что скромность украшает человека? Времена изменились, сегодня в почете амбиции». Журнал «Лиза», 2007, №24, с.96.
«Помните всегда, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости» (Джон Рёскин).

«Продавай свои навыки!» Журнал «Лиза», 2007, №24, с.96.
«Самый жалкий из нас обладает все-таки каким-нибудь даром, и как бы ни был этот дар, по-видимому, зауряден, но, составляя нашу особенность, он может, при правильном применении, стать даром для всего человечества» (Джон Рёскин).

«Прошли те времена, когда девушку можно было впечатлить звездой с неба. Теперь разговор один: приготовьте финансы!» (ж-л «Glamour», 2006, №12).
Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. (Лк. XVIII, 24-25)

«Бриллианты – лучшие друзья девушек». «Роскошная девушка должна носить роскошные украшения» (ж-л «Mini», июль 2005 г.).
Думаете ли вы, что хоть одна женщина стала когда-нибудь лучше оттого, что имела брильянты. А между тем, сколько женщин стало низкими, развратными и несчастными от желания иметь брильянты. (Джон Рёскин).

«Я не против бриллиантов. Я – за! Ведь что они такое, как не прямая инвестиция в любовь?» (ж-л «Mini», июль 2005 г.).
«Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения, законом же жизни человечества является справедливость». (Джон Рёскин).

Судя по публикациям в «глянцевых» журналах, героями являются олигархи, политики, звезды эстрады и кино.
«Кто герой? Превращающий в друга врага своего» (Талмуд).

«Все для того, чтобы блистать!» (ж-л «Glamour», 2006, №12).
«Страдание-то и есть жизнь. Без страдания какое было бы в ней удовольствие?!» (Достоевский).

Богатство – основа всего. Счастье – только в выгодной профессии и выгодном браке.
«Разумный человек любит не потому, что это ему выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье» (Влас Паскаль).

На столах у каждого ученика – бюллетени для голосования, фотографии успешных людей.

Ведущий: Мы живем на переломе эпох. Рубеж веков кардинально изменил жизнь в стране, судьбы наших родных. Мы совсем другие, нежели старшее поколение. И оно смотрит на нас с сожалением и разочарованием. Но мы-то знаем, что информированы гораздо больше их, мы более приспособлены к тем правилам, которые диктуют новые условия. Мы просто лучше живем: у нас компьютеры, мы лучше одеваемся и питаемся, мы можем купить все, что захотим, если заработаем деньги. Мы чувствуем себя хозяевами жизни. Опять же, правда, если имеем деньги.

Получается, что деньги – основа всего. Иметь их – не так легко, не у всех получается благосостояние. А чтобы получилось, надо принять новые законы и стиль поведения. На доске отражены некоторые из них, наиболее явные и популярные.

В другом столбце мы видим совсем другие советы мудрых людей, к которым, кстати, прислушивался весь мир, даже тот, который во многом повлиял на изменение нашей страны и дал те самые направления, которые отражены в советах современных СМИ (в первом столбце).

Конечно, это кардинально разные идеологии, это враждебные мировоззрения. Наши предки более всего чтили честь и достоинство, которыми обладали только лучшие представители общества, люди высокодуховные и совестливые. Сегодня они бы не выжили, по крайней мере, были бы полными неудачниками и посмешищем.

У каждого из вас есть бюллетень для голосования. Отметьте, пожалуйста, те положения, с которыми вы согласны, плюсом.

(Участники диспута работают с бюллетенями).

Ведущий: В нашем диспуте участвуют 2 агитационных группы, которые будут защищать противоположные системы ценностей, а вы определитесь, кто вам ближе, чьи ценности кажутся вам близкими, судьбоносными.

^ I агитационная группа: Мы обращаемся к вам с призывом задуматься о своем будущем и судьбе вашей семьи, будущих детей. Вы не сможете реализовать мечты, не имея денег. Можно ли их заработать на государственной должности, будучи врачом, учителем, ученым и т.д.? Конечно, нет! Если вы чувствуете ответственность за близких, хотите прожить жизнь не хуже других, придется приготовиться к тому, что возникнет необходимость борьбы с конкурентами, дружбы с неприятными людьми, подкупа сильных мира сего… Придется поступиться принципами.

^ II агитационная группа: Если человек поступается принципами, им можно руководить, лепить из него что угодно. Будет ли он чувствовать себя счастливым и состоявшимся, даже приобретя огромное количество денег? Мы уверены, что, продавшись, каждый теряет смысл жизни, он соглашается с навязанным. Становится рабом. Разве может быть мечтою и целью жизни превращение в раба? Разве может семья гордиться отцом-рабом?

Ведущий: Вы выслушали две позиции. С какой вы согласны? Отметьте в бюллетенях для голосования знаком + ту группу, с которой вы согласны.

(Голосование).

Ведущий: Как показали результаты голосования, большинство из вас все-таки выбирает традиционные ценности: честь, совесть, достоинство – и прислушивается к мнению классиков. Значит, вы готовы к участи высокодуховного человека в бездуховном обществе? Но при этом хотите все-таки жить в богатстве и удовольствиях? Соединимы ли эти противоположности? Иосиф Бродский писал: «Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно…».

Одно из заданий прошедшей недавно олимпиады заключалось в написании сочинения по поводу этого высказывания. Что ответили одиннадцатиклассники? Вот некоторые выдержки из их размышлений.

(На экране компьютерного монитора воспроизводятся цитаты из сочинений. В данной брошюре даны в приложении 1.).

Ведущий: Мы имеем возможность скорректировать эти ответы в зависимости от своего видения проблемы. Те мысли, которые близки вам, оставим без изменения или отредактируем только речь автора. Другие, с которыми вы не согласны, изменим «не отходя от монитора».

(Коррекционная работа на общем компьютере. Если есть возможность провести диспут в компьютерном кабинете, корректировка проводится каждым желающим со своего стола).

Ведущий: Как показал анализ работ ваших сверстников, многие даже не понимают, что означает словосочетание «возвышенный нрав», не понимают и того, чем грозит «возвышенному нраву» современное общество.

Но мы сегодня внесли некоторую ясность и знаем, что нравственность обязательно связана с обязательным исполнением внутренних для человека правил, которые называются «нравственными ориентирами».

Готовы ли вы отказаться от многих соблазнов, потому что они требуют нарушения нравственных законов, - решать вам самим. Но помните, что богатство обязательно влечет за собой опустошение души, постоянное беспокойство и неудовлетворенность. Человек, сохранивший верность идеалам, честь и достоинство, приходит к внутреннему спокойствию, уверенности, что он живет правильно и достойно.

Заканчивая наш разговор, я хочу, чтобы вы подошли к своему выбору. Пока вы еще не можете сделать его окончательно – это дело всей жизни. Просто хорошо подумайте и почувствуйте, на что настроено ваше сердце. У каждого из вас есть фотография известного человека: писателя, актера, олигарха, политика, эстрадной звезды… Разные люди – разные судьбы. Постарайтесь понять, что у них на душе. Кто из них, по вашему мнению, может называться высокодуховным человеком? Хотели бы вы так прожить свою жизнь, как живут они? Напишите свой ответ на оборотной стороне фотографии. Результаты вашего голосования за тот или иной стиль жизни станут основой нашего следующего разговора.
Категория: Музыкальный сценарий | Просмотров: 1178 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz