загрузка...
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. [53].
Эта цель достигается посредством нравственного воспитания. Понятие «нравственное воспитание» определяется на основе соотношения сущности таких базовых понятий, как воспитание, нравственность, мораль.
В Толковом словаре В.И. Даля: «Нрав (нравъ) - вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Нравственный - добронравный, добродетельный, благонравственный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [14].
Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [54]. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [14].
В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Мораль действует извне, ограничивая и контролируя поведения человека. Нравственность имеет противоположную направленность, изнутри человеческого сознания во внешний мир. Мораль требует от человека правильности, нравственность же побуждает его к искренней симпатии, любви [6].
Рассмотрим, как определяется нравственность в разных словарях. С.И. Ожегов так определял нравственность: «Нравственность ? это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [30]. В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дается такое определение нравственности: «1. Совокупность норм, определяющих поведения человека. 2. Поведение человека, основывающееся на таких нормах» [54].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Убеждением Платона было: «Только нравственная жизнь делает человека истинно счастливым как в этой, так и в той жизни» [51; 52].
Достаточно глубоко сущность понятий «нравственность», «нравственные ценности» раскрываются в исследованиях Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского. А. Гусейнов и Г. Иррлитц раскрывают нравственность как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание.
Формирование нравственности в человеке осуществляется через воспитание. Нравственное воспитание личности ребенка является одной из важнейших задач школы, главным стержнем всестороннего развития личности.
Воспитание ? это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение [29; 34].
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, доминирующей стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях [31].
В педагогическом словаре нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [21].
По И.П. Подласому нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [34]. Нравственное воспитание - это двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении [16].
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. В.А. Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) - в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственности закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [45].
А.С. Макаренко выделил основные задачи нравственного воспитания:
) Формирование нравственного сознания;
) Воспитание и развитие нравственных чувств;
) Выработка умений и привычек нравственного поведения [24].
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.
Нравственное воспитание выполняет несколько функций: дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений; способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта школьников; корректирует знания в области морали, полученные из различных источников; способствует нравственному самовоспитанию личности.
Одним из основных понятий нравственного воспитания является понятие «нравственных ценностей» [18; 48].
В.П. Тугаринов дает такое определение ценностям: «Ценности - суть предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [26].
В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапацевича понятие «ценности» используется для истолкования объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [36].
Таким образом, можно считать, что ценность это положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества. Анализ исследований в области аксиологии (Равкин З.И., Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Любимова Т.В. и др.) позволяют выделить следующие группы ценностей: нравственные, интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, валеологические, материальные.
Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Нравственные ценности ? высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категории добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые [5; 26].
Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве ? это кардинальные принципы педагогики.
Ценности включают в себя элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе (Асташова Н.А.). Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким, А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др. [52; 26].
Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психолого-педагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности, который включает субъект оценки, оцениваемый объект, рефлексию по поводу оценки и ее реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников [18].
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль [36; 54].
С точки зрения педагогики, формирование - это процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности [21].
Нравственные ценности формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Чтобы воспитать у учеников определенные нравственные ценности, нужно ставить школьников в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются [17]. Традиционно особое внимание в школе уделяется таким нравственным ценностям, как доброта, честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, справедливость, отношение к родителям, природе, скромность, защита Родины, смелость, выносливость, благородство, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Иногда дружбу относят к социальным ценностям и определяют как «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
|