загрузка...
Цель уроков: изучить историческую закономерность падения крепостного права в России.
Задачи уроков:
Рассмотреть причины и последствия кризиса феодально-крепостнической системы, включающие экономические, социальные, политические и идеологические факторы.
Проанализировать причины крестьянской реформы.
Разобрать значение и последствия крестьянской реформы.
Продолжить работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, выделением главного, классификацией, делать вывод.
Формировать навыки работы с различными источниками информации.
Совершенствовать навыки диалогической речи учащихся.
Вопросы:
Личность Александра II.
Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.
Основные положения записки Д.К.Кавелина.
Реакция общественного мнения на записку.
Негласный комитет 1857 г. и образование Редакционных комиссий.
Обсуждение проекта отмены крепостного права
Основные положения “Манифеста” от 19 февраля 1861 г.
“Временнообязанные” отношения.
Выкупные сделки.
Крестьянские выступления.
Историческое значение отмены крепостного права.
Основные понятия: Негласный комитет, Редакционные комиссии, “временнообязанные”, отрезки, круговая порука, выкупные платежи.
^ Учебник. Зырянов П.Н. История России XIX век. 8 класс. М.: Дрофа, 2001 г.
Атлас. История Отечества XIX век.
Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер.
^ Ход урока
1 вариант
I. Этап актуализации знаний учащихся по теме осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос, на который учащиеся отвечают в конце занятий.
Почему отмена крепостного права была первым шагом на пути превращения России в буржуазную монархию?
В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Распространяемый в черноземных районах перевод крестьян на месячину свидетельствовал о прямой деградации крепостничества и превращении его в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение местного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения.
В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы – прикрепление крестьян к земле.
Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистические крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия.
Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с нищетой и бесправием людей, оставшихся в крепостной зависимости.
В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд. В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными – отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды.
К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права.
Среди историков нет единства в мнении, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян. Их выступления были разрозненными, малочисленными, легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.
Необходимость отмены крепостного права была ясна значительной части российских правящих кругов уже в 30-40-х гг. XIX в. Но пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян опасалась как массовых волнений, так и недовольства помещиков.
Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной.
^ II. Изучение нового материала по теме проходит с использованием компьютерной программы.
Факторы отмены крепостного права. (Слайды 4,5,6)
1.Социально-экономический кризис.
Вследствие не заинтересованности работника в результатах производства в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда. При этом крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих – и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков.
Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения – других.
Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян – их превращение в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине.
Росла помещичья задолженность государству. В конце 50-х годов 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредитные учреждения.
Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х годах порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в емком рынке сбыта промышленной продукции. Однако:
крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих;
крепостной крестьянин-отходник обязан был делиться заработком с помещиком, а это удорожало рабочую силу, сохраняло паразитический характер помещичьих доходов. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабочим, чей труд был несовместим с потребностями машинного производства;
крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции.
Ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета в результате Крымской войны.
2.Положение в социальной сфере.
Нарастание социальных конфликтов:
увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков (с 1836 по 1851 г. было убито 139 помещиков);
произошел рост крестьянских волнений (в 1850 -1856 гг. их было 215, а в 1856 – 1860 гг. – 833). Правда, их основная масса была направлена не против крепостного права, а являлась частью так называемого движения трезвенников;
в надежде на получение свободы крестьяне целыми уездами устремлялись в города и записывались в годы Крымской войны в ополчение. Приходилось силой водворять их обратно в поместье.
Но на правительство воздействовали не сами волнения, масштаб которых не угрожал государственной безопасности, а скорее нарастание крестьянского недовольства, вселявшего в верхи страх перед новой “пугачевщины”.
^ 3.Политическая сфера.
Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой, после правления Николая I, стал очевиден для наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части правящей элиты.
Кроме того, она понимала, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть ей утраченные после крымской катастрофы величие и международное влияние.
Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения:
консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований;
либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей;
радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя.
4.Духовная сфера.
В обществе получили распространение идеи либерализма. Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.
Свое влияние оказывал и опыт передовых европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками развивался капитализм, складывалось гражданское общество, утверждались свободы и права человека.
^ 5.Внешнеполитическая сфера.
Поражение в Крымской войне явилось катализатором отмены крепостного права, ускорившим этот процесс. В результате:
- Выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению со странами Запада.
Было ущемлено национальное сознание, общество и часть правящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости.
Возникла необходимость возвращения России статуса великой державы, потерянного в результате поражения и выполнения условий парижского мирного договора. Восстановить свое международное значение могла лишь обновленная Россия.
^ 6.Личные качества Александра II.
Образованность, широкий кругозор, англомания, “доброе сердце”, благожелательное отношение к людям, большая, чем у Николая I, готовность к реформам ради предотвращения революционных потрясений, позволили Александру II осознать необходимость коренных преобразований и приступить к ним. Однако в душе “Освободителя” боролись два начала: гуманное, привитое его наставником – поэтом В.А.Жуковским, и державно-милитаристское, унаследованное от отца. Их противостояние во многом предопределяло непоследовательность курса либеральных преобразований, начатых в 1861 г. Не всегда хватало императору и силы характера.
^ Подготовка реформы. (Слайды 7,8,9,10)
1.Первый импульс.
30 марта 1856 г. во время коронации в Москве Александр II, выступая перед предводителями дворянства, сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Это была смелая установка на подготовку реформы.
^ 2.Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
В начале 1857 г. в соответствии с традициями был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась мало продуктивной.
Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы и Главный комитет в Петербурге. При нем образованы Редакционные комиссии (руководитель – Я.И.Ростовцев), призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губернии, а затем обобщить результаты. В состав комиссий вошли как представители либеральной части бюрократий (в том числе, Н.А.Милютин, Н.Х.Бунге), так и либеральной общественности (Ю.Ф.Самарин), что и предопределило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян.
Огромное влияние на ход разработки реформы оказала также гласность, выражавшаяся предоставленной властью с начала 1858 г. возможности открыто обсуждать крестьянский вопрос на страницах прессы. Открытое обсуждение наболевшей проблемы придало процессу подготовки реформы необратимый характер.
^ 3.Проекты реформ.
В ходе острых дискуссий при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян выявилось несколько подходов.
Консервативные деятели, составляли большинство в губернских комитетов, смиряясь с неизбежным для них “злом”, допускали освобождение крестьян, но без земли или с очень маленьким наделом. Член Редакционных комиссий П.А.Шувалов в своем проекте предложил оставить землю в собственности помещиков, а крестьянам ее передавать в аренду. П.П.Гагарин предполагал предоставить крестьянам лишь право выкупа усадьбы, но без пахотной земли.
Либералы (К.Д.Кавелин, А.М.Унковский) защищали идею освобождения крестьян землей, которой они владели, но за большой выкуп. При этом Кавелин, оказавший благодаря своей “Записки об освобождении крестьян” (1855) значительное влияние как на общественное мнение страны так и на представителей бюрократии ( с ним был дружен Н.А.Милютин, пытавшийся реализовать основные идей записки), считал, что выкупную операцию должно провести государство с учетом интересов крестьян и помещиков. В дальнейшем это могло привести к образованию единого класса землевладельцев, предотвратило бы обезземеливание крестьян, что, в свою очередь, не допустило бы нарастание социальных противоречий в пореформенный период.
Радикалы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов) какое-то время не имели собственной программы и отчасти поддерживали позицию либералов. В “Современнике” была даже опубликована записка Кавелина. Но уже в 1859 г. они выдвинули идею перехода земли в руки крестьян без выкупа.
После реформы, разочаровавшись в ее результатах, революционно настроенная часть разночинской интеллигенции стала обосновывать и пропагандировать необходимость насильственного захвата сил помещичьей земли и ее уравнительного (“черного”) передела в пользу крестьян.
Проект, составленный Редакционными комиссиями, носил либеральный характер, но его окончательный вариант после обсуждения высших правительственных органов, прежде всего в Государственном совете, был ухудшен и изменен в интересах помещиков.
^ Основные положения реформы 1861 г. (Слайды 11,12,13,14,15)
1.Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу, статус “сельских обывателей” и элементарные экономические и гражданские права:
Имели право на собственность; могли защищать свои права в суде; крестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения; разрешалось вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; крестьяне могли вступать в брак без согласия помещика.
2.Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы ( дом с огородом) и пахотной земли.
Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время ее составления, согласно закону, не должно было превышать двух лет. В случае, если помещик и крестьяне не приходили к единому мнению, в дело вступал мировой посредник, который и принимал окончательное решение по спорным вопросам.
В 4-местных положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянами. В случае невозможности компромисса вопрос решался мировым посредником. Максимальные и минимальные размеры были различны по трем зонам:
в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел – от 2,75 до 6 десятин;
в нечерноземной – пределы устанавливались от 3 до 7 десятин, что практически означало сохранение в руках крестьян дореформенных площадей пахотной земли;
в степных районах надел мог колебаться в размере от 3 до 12 десятин.
“Отрезки”. Земли сверх нормы изымались – “отрезались” - у крестьянина. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены, крестьяне потеряли до 20% угодий.
3.Выкупная операция.
Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли.
Помещику крестьянин выплачивал сам 20 – 25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.
Государство оплачивало 75 – 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.
До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. Сроки перехода крестьян из временнообязанного состояния “на выкуп” не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. Выкуп усадебной земли мог производиться в любое время по требованию крестьянина.
4.Крестьянская община.
Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая:
Становилась юридическим собственником земли крестьян.
Распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.
Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась “обязанность” следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.
Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.
На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.
^ В ходе работы учащиеся записывают в тетрадь опорный конспект.
III. На этапе закрепления знаний по теме учащиеся работают в паре. Отвечают на вопросы с помощью учебника (вопросы записаны на доске).
Параграф 67 (п.2,3) Рассмотрите различные точки зрения на освобождение крестьян, раскрытые в параграфе. Распишите их и представителей в схему 3.
Дайте определение понятиям: Негласный комитет, Редакционные комиссии, “временнообязанные”, отрезки, круговая порука, выкупные платежи. (Параграф 68,69)
Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока.
^ IV. Итог.
Значение и последствия крестьянской реформы. (Слайд 16)
Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.
В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50 – 60-х годов, ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой – неадекватной реакции крестьян. Но сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала XX в.
^ V. Домашнее задание.
По схемам в тетради рассказать об отмене крепостного права; знать основные понятия.
2 вариант
I. Этап актуализации знаний учащихся по теме осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос, на который учащиеся отвечают в конце занятий (взять из 1 варианта).
^ II. Изучение нового материала по теме.
Изучение нового материала можно организовать в группах. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает карточку с вопросами-заданиями. 10 минут работает каждый сам по вопросам, 15 минут идет обсуждение, планируется ответ, 5 минут выступают у доски. Внимательно прослушав все выступление, учащиеся отвечают на вопрос
Каковы прогрессивные черты реформы 1861 года? Какие “крепостнические черты” она сохранила? Можно ли назвать эту реформу Великой?
1 группа. Причины отмены крепостного права.
1. Прочитайте параграф 15 п.2,3.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
2 группа. Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
1. Прочитайте параграф 16 п.1,2.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
3 группа. Проекты реформ.
1. Прочитайте параграф 15 п.2,3.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
4 группа. Основные положения реформы 1861 г.
1. Прочитайте параграф 17 п.1,2.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
5 группа. Значение и последствия крестьянской реформы.
1. Прочитайте параграф 17 п.3,4.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Составьте схему (таблицу) по данным вопросам.
5. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
В ходе работы учащиеся записывают в тетрадь опорный конспект.
Учащиеся 3 минуты обсуждают ответ на главный вопрос. Каждая группа представляет свой ответ.
III. Итог (взять из 1 варианта).
^ IV. Домашнее задание.
По схемам в тетради рассказать об отмене крепостного права; знать основные понятия.
« Средства контроля
Оценка и отметка: история и теория » ^ Методика контроля в учебном процессе: виды, методы и приемы, формы и организация
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь разные авторы трактуют на свой лад. Такой разнобой, естественно, создает сложности в осмыслении учебной и методической литературы и студентами, и стажера-ми. В свою очередь и мы изложим свое понимание этих же вопросов. K числу таких структурных компонентов относятся виды контроля, его методы и приемы, формы и организация. Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе. а) Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что “улетучилось” из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени. б) Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректтирует учебный процесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома. в) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. В порядке тематического контроля в 9-11-х классах уместно проводить коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик. г) Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во 2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметов проводятся контрольные работь! (по математике, языкам и др.), охватывающие основной учебный материал. В старших классах итоговый контроль может проводиться и в форме зачета. Его методика сводится к следующему. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, по которым предстоит сдать зачет, программные требования по предмету (объем знаний и практических умений и навыков). Затем в порядке собеседования, выполнения практических заданий учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым твердо, прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучение новых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллах не оцениваются; фиксируется, что проверенный предмет или его крупный раздел зачтен или не зачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учитель освобождает учащихся, усердно занимающихся и отлично успевающих по предмету. Такая оценка является также моральным поощрением прилежания и старательности ученика. д) Заключительный контроль. Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, а также средней общеобразовательной и профессиональной школы (техникумов, ПТУ). Это— выпускные и квалификационные экзамены, которые принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории). Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и связи по учебному предмету за все годы обучения. Например, математика изучается во всех классах средней школы, несколько лет изучается физика, химия, биология, география, с 5-го по 9-й класс изучаются языки и литература в базовой школе и т.д. Учебный материал, выносимый на экзамены, ученикам сообщают заблаговременно, организуют консультации. Кроме выпускных, в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года. Следует сказать, что к переводным экзаменам отношение и педагогов, и родителей, и общественности не однозначное: есть сторонники и противники их проведения. Сторонники переводных экзаменов считают, что экзамены побуждают учащихся к постоянным занятиям, подготовка к ним систематизирует их знания, приучает к ответственности. Итогом таких усилий ученика является более высокое качество его знаний, умений и навыков. Доводы противников переводных экзаменов таковы: подготовка к ним и процедура проведения экзаменов создают повышенную нервную, психическую и эмоциональную нагрузку; учащиеся испытывают перегрузку вплоть до стрессовых состояний. Эти усилия ученика не окупаются: результаты переводных экзаменов, как правило, подтверждают тот уровень овладения учеником знаниями, умениями и навыками, который был уже и без того известен на основании тематического и итогового контроля. Мы придерживаемся того мнения, что переводные экзамены необходимы уже в средних (с 5-го и старше) классах. Но, во-первых, их надо проводить не по всем, а по 2-3-м так называемым ключевым предметам (математике, языкам или др.). Во-вторых, объем материала, выносимого на экзамен, следует ограничить базовыми темами, составляющими основы, стандарт изучаемого учебного предмета; при этом надо делать упор на выявление практических умений, а не на зубрежку правил. В-третьих, на экзамене следует обеспечить доброжелательную и привычно-деловую обстановку без негативных эмоций. Все это исключит элементы перегрузки учащихся или проявления стрессовых состояний. По нашему мнению, если даже экзаменационная отметка и подтвердит данные текущего контроля, то это не значит, что подготовка к экзаменам ничего нового не дает учащимся в плане повышения уровня знаний и общего развития, так как при подготовке к экзаменам учащиеся развивают умения и навыки самостоятельных учебных занятий, обобщают знания по предмету. Кроме того, выпускные экзамены можно ставить и раньше, чем в выпускном классе. Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) графические; 4) практические (работы); 5) программированные; 6) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля. Устные методы. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы. Это могут быть: дополнительное разъяснение не усвоенного материала, чтение популярной литературы по теме, консультация, демонстрация опытов, повторное решение подобных задач по математике, физике, химии и т.п. Во всяком случае, получив обратную информацию в процессе опроса и собеседования о низком качестве знаний и умений учащихся (некоторых из них или группы), учитель предпринимает работу по доведению уровня этих знаний в соответствие с требованиями программы по учебному предмету. Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это и диктанты (по лингвистическим дисциплинам, математике), контрольные сочинения (по литературе, истории), контрольные письменные работы по математике, физике, химии. Кроме того, учителя проводят так называемые миниконтрольные работы по истории, обществоведению, географии, биологии, в которых ученики дают краткие письменные ответы на 2-3 вопроса. Причем вопросы бывают и по вариантам. Они дают возможность проверить знания учащихся, а учителю получить обратную информацию о качестве знаний ученика по теме. Накапливается больше отметок у каждого ученика, что особенно важно, если уроков в неделю мало (история, география, биология). В старших классах в качестве письменной контрольной работы может быть реферат, например, по истории, литературе. Реферат пишут главным образом вне урока и лишь изредка — на уроке. Причем реферат в качестве контрольной письменной работы выполняют не все учащиеся, а достаточно подготовленные по данному предмету и по желанию. Достоинство контрольных письменных работ состоит в том, что они позволяют учителю судить обо всех сильных и слабых сторонах ученика по проверяемой теме: и об уровне умственного развития, и о навыках грамотного письма, и о вычислительных навыках, и о культуре письменной речи, и об умении самостоятельно работать. Как говорится, в письменной работе — все на виду. Известный недостаток контрольных письменных работ — это большая трата времени на их выполнение. Контрольные письменные работы учитель тщательно проверяет и их результаты анализирует и для себя, и для учащихся; в классе проводится работа над ошибками. Графический метод проверки знаний используется на уроках черчения, математики, географии, истории, отчасти на уроках языка, труда и др. Это связано, в частности, с выполнением контрольных работ по контурной или немой карте (география, история), с вычерчиванием графиков, диаграмм, схем, гистограмм (математика, физика, химия, биология, языки), с чертежными работами (черчение, труд), составлением и заполнением матриц, таблиц (по разным предметам). По ним также хорошо видно, в какой мере осмыслил ученик причинно-следственные связи учебного материала, владеет ли минимумом графического изображения усвоенного материала. ^ Практические работы как метод проверки знаний, умений и навыков применяются на уроках по тем предметам, где предусмотрены практические работы: физика, география, химия, биология, труд. Ведь в конечном итоге теоретические знания нужны и полезны в той мере, в какой ученик обнаруживает умение применять их на практике. Так, в качестве практического задания ученик проводит последовательное и параллельное соединение некоторых приборов и учебного оборудования в электрической цепи (физика); получает кислоту или щелочь путем соединения данных химических веществ в воде (химия); определяет всхожесть семян (биология); делает на металле (жести) разметку заготовки детали по заданным размерам (труд); заводит двигатель автомобиля (машиноведение, труд) и т.п. Проверка умений учащихся по физической культуре также проводится практически. Результат выполненной практической работы как контрольной анализируется: оценивается качество, иногда и количество выполненной работы, владение технологией, практической операцией, знание и соблюдение техники безопасности (если это требуется по ходу работы), время, затраченное на выполнение работы (т.е. уровень сформированности навыков). Программированный контроль. Он, естественно, имеет непосредственное отношение к программированному обучению или, точнее, контроль здесь выступает как его неотъемлемая составная часть. Известно, что при программированном обучении весь материал, подлежащий усвоению, разбивается на порции (шаги, кванты, ступени). Они изучаются последовательно одна за другой. Переход от первой порции к последующей возможен тогда и только тогда, когда она усвоена полностью и притом — безошибочно, т.е. только верно. И чтобы быть уверенным, что порция действительно усвоена правильно, после подачи информации тут же предъявляются вопросы и задания, которые обучающийся обязан выполнить. Ответы могут быть конструктивными (ученик сам формулирует их) или выборочно-альтернативными (из числа предлагаемых ученик выбирает тот, который он считает единственно верным). На следующем этапе выполненное задание (или ответ) ученика оценивается: верно или неверно оно выполнено. Результат этой оценки тут же становится известным ученику и учителю. В данном случае проверка выполняет функцию обратной связи в системе обучения. Если задание выполнено верно (ответ правильный), то ученик получает возможность перейти к следующему. Если же ответ оказался неверным, то он получает команду-указание повторить такой-то материал по книге или получить консультацию у учителя и только тогда еще раз вернуться к выполнению задания по той же порции. И так до тех пор, пока это задание не будет выполнено верно (пока ответ не будет правильным). Такая процедура (здесь она изложена не вся, а только по вопросу проверки как обратной связи) предусмотрена по каждой порции. Учителя часто используют программированный контроль как самостоятельный элемент разных уроков и в начале, и в конце его. Но в этих случаях преобладает проверочная функция и меньше проявляется функция обратной связи. При программировэнном контроле есть возможность процедурную сторону возложить на технические средства и простейшие устройства: перфокарты, трафареты, шаблоны и др. Тест является средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития учащихся. Тесты выполняют и диагностическую, и контролирующую функции. Тесты представляют собой серию вопросов и заданий по проверяв мой теме. В этом смысле внешне они похожи на программированный контроль. Отличие в том, что тест имеет в виду установить качество знаний, умений и навыков и уровень развития школьника, но не дает ученику (и учителю) никаких указаний, как поступать дальше, надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо, то что именно. Тест замеряет и фиксирует факт: учащийся на таком-то (высоком, среднем или низком) уровне владеет материалом, который проверяется. В отличие от экзаменов, на которых один ученик отвечает из всего количества вопросов лишь на 2-3, серия или батарея тестов каждым школьником выполняется полностью. Так, по курсу физики в средних классах школы США батарея тестов насчитывает более 160 вопросов и заданий, которые все без исключения должен выполнить каждый ученик. Тесты как инструмент контроля знаний, умений и навыков учащихся удобны тем, что они выполняются в короткий срок, позволяют проверить всех учащихся. Полученные данные можно подвергнуть статистическому анализу и на этой основе дать качественную характеристику успеваемости учащихся. Тесты широко используются в школах зарубежных стран. В Беларуси и России современная школа в силу ряда причин не располагает надежными, проверенными тестами для проверки знаний, умений и навыков учащихся, хотя они все больше входят в учебный процесс. Формы контроля. Их можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приемам. В практической учебной работе для нас представляют интерес две стороны: 1) форма как внутренняя организация процесса проверки — или организационная форма и 2) форма как внешнее выражение процесса проверки. Естественно, обе” эти стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приемами проверки. Организационные формы. К ним относятся индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и “поурочный балл”. Кратко их охарактеризуем. Индивидуальная проверка знаний. Ее задача— глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы. Индивидуальная проверка отнимает много времени на уроке, в этом ее недостаток. Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполняли работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться “огульной” оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело. Фронтальная проверка организуется следующим образом. Опрашивается весь класс, вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Весь класс в момент опроса работает напряженно и в быстром темпе. Если какой-то ученик затрудняется ответить на вопрос, то учитель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а обращается к другому, третьему ученику, предлагает ответить тому, кто уже готов. Разумеется, после постановки вопроса учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся успели осмыслить его и обдумать ответ. В процессе фронтальной проверки, которую также называют “беглым опросом”, по сути каждый ученик успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ товарища. Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу учитель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, без искажений усвоили новую тему. Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае — даже всех учащихся класса активной работой являются достоинствами фронтального опроса. Его недостаток выражается в том, что, во-первых, ученики не успевают дать развернутый ответ на каждый вопрос, ответы каждого как бы фрагментарны, мозаичны и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивают ученику цельную картину опрашиваемого и проверяемого материала. В виду фрагментарности ответов после беглого опроса учитель делает обобщение по теме. Другой недостаток такого опроса: учитель не успевает основательно выявить качество знаний ни одного отдельного ученика; он может сказать, что такие-то ученики были активны или пассивны, а какова широта и глубина знаний конкретного ученика по данной теме? Для объективной оценки усвоения беглый опрос не дает достаточной информации. Поэтому учитель сочетает фронтальную проверку с индивидуальной. На фронтальном опросе учитель предельно внимателен, так как он в высоком темпе задает вопросы, вызывает ученика, выслушивает, комментирует и оценивает его ответ, предлагает другим учащимся дополнить, уточнить предыдущие ответы, формулирует новые, основные и уточняющие вопросы. Фронтальный опрос начинающему учителю проводить нелегко, для этого требуются коммуникативные навыки. Фронтальная проверка чаще всего проводится как беглый устный опрос, но возможна и письменная фронтальная проверка. При этом остается ее контрольная функция, а функция оперативной обратной связи утрачивается, так как результаты письменных ответов будут известны уже за пределами данного урока. На письменной фронтальной проверке трудно актуализировать и знания по определенной теме, ведь проверяется только ее фрагмент, иначе говоря, нет и коллективной актуализации знаний. ^ Комбинированный (уплотненный) опрос. На одном уроке на этапе проверки домашних заданий учителю хочется, не затрачивая лишнего времени, решить целый ряд контрольных задач — проверочных, диагностических, стимулирующих. Возникает сложная ситуация: каким образом все это совместить? Поиски привели учителей к комбинированному (уплотненному) опросу, суть которого состоит в следующем. До уроков учитель заготавливает вопросы и задания на отдельных листках (билетах), в зависимости от сложности заданий их может быть 2-5. Кроме того, ряд вопросов предназначен для устного ответа. Учитель заранее определяет тех учащихся, которых будет проверять. На самом уроке отвечать одновременно выходят 5~7 человек. Двое выполняют задание на доске (само задание записано у каждого на листке), это может быть и решение задач по математике, физике, химии, и выполнение письменных упражнений по языкам, работа по карте (география, история), черчение схем (по разным предметам) и т.д. В это время двое-трое-четверо (каждый самостоятельно), письменно отвечают на вопросы своего билета (или выполняют данное задание). Ученик отвечает у доски, его ответы развернутые, с дополнительными вопросами и ответами, т.е. идет глубокая индивидуальная проверка. Пока устно отвечает первый ученик, другие учащиеся, работающие у доски, успевают подготовить свою часть задания. Потом выслушиваются их ответы. Те ученики, которые на листочках выполняли задания и писали письменные ответы, сдают листочки-ответы учителю. Если позволяет время, то ответы анализируют, если нет, то их проверяют после уроков. Таким образом, при уплотненной проверке удается опросить и оценить многих учащихся, глубоко проверить одного-трех из них, повторить значительный по объему материал. Это несомненно хорошие стороны комбинированного (уплотненного) опроса. Но при этом следует видеть и его недостатки, а также трудности подготовки и проведения. К примеру, в тот момент, когда двое выполняют свои задания у доски, а двое-четверо пишут письменные ответы на своих листочках по вариантам, все эти учащиеся выключаются из общей работы класса, который слушает развернутый устный ответ первого ученика. Они не могут ни оценить его ответ, ни задать дополнительный вопрос, ни уточнить что-либо, так как в данный момент они работают не с классом, а самостоятельно, готовя ответ на свои вопросы. В свою очередь учащиеся класса не могут оценить письменные ответы тех двоих-четверых, так что последние так же из общей работы класса как бы выпадают. Кроме того, в тот момент, когда двое решают на доске свои задачи или выполняют упражнения, многие ребята следят за тем, как они это делают; верно ли всё, где допущена ошибка, а у сердобольных из класса появляется желание выручить товарища, если он не знает, как решать задачу или не так выполняет задание, упражнение. И, как следствие, — шепот, подсказки, записки, шум; короче говоря, эти ученики уже не следят за развернутым устным ответом первого. Внимание у учащихся рассеивается. Чтобы установить дисциплину на уроке, учителю приходится быть очень внимательным, постоянно и одновременно следить за устным ответом первого ученика и реакцией всего класса на него, а также за тем, как выполняют задания двое у доски, какая им нужна помощь и т.д. То есть здесь нужно развитое умение учителя распределять свое внимание между разными одновременно происходящими занятиями многих ребят и притом контролировать время, выдерживать основное направление урока и намеченный темп. Это приходит с опытом, поэтому уплотненный опрос не следует применять часто и, разумеется, надо сочетать его и с другими организационными формами контроля. Взаимоконтроль. Опытные учителя практикуют взаимоконтроль тренировочных письменных работ учащихся. Он проводится так: учащиеся-соседи после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют, нет ли ошибок. Если да, то совместно обсуждают, в чем она состоит, как правильно должно быть и почему. В случае разногласий обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к учителю. Взаимоконтроль как форма организации проверки имеет много достоинств. Зная, что свою тетрадь надо будет отдать на проверку товарищу, ученик старается тщательно и чисто выполнить свое задание. При проверке задания следует быть и компетентным, и внимательным, и тактичным по отношению к товарищу. Без этого не заметишь ошибок, не объяснишь ему, почему так, а не иначе надо выполнить упражнение. Заметив ошибку, нужно постараться не обидеть товарища, не злорадствовать, не подчеркивать свое превосходство, а тактично помочь разобраться в допущенных промашках, помочь ликвидировать пробел в каких-то знаниях. Как видим, в этом проявляется и взаимопомощь. Кроме того, учитель уверен, что все работы учащихся тщательно проверены, а результаты проверки служат хорошей информацией для ученика в качестве обратной связи в процессе его учения. Так что взаимоконтроль надо широко практиковать на уроке уже с младших классов. Эту форму контроля постоянно практиковал в своей работе учитель-новатор В.Ф. Шаталов. Самоконтроль — один из видов проверки учеником результатов собственной работы. Это стремление школьника заслуживает большой похвалы, потому что в жизни невозможно к каждому человеку приставить контролера, а надо постоянно и во всем проверять себя самому. Потребность в самоконтроле — это не только черта школьника, но черта общечеловеческая. Итак, как же организовать самоконтроль? Учитель советует учащимся при выполнении письменных заданий быть очень внимательными, проверить написанное еще и еще раз, при; этом прибегать к различным вариантам проверки. При сомнениях следует обращаться к учебникам и другим книгам и справочникам, товарищам; и, наконец, к учителю. Если же ошибка оказалась незамеченной, то постараться спокойно разобраться, как и почему должно быть иначе. Самоконтроль выполняет функцию обратной связи в учении школьника. Поурочный балл — одна из организационных форм учета знаний. В школу он пришел из опыта липецких учителей (начало 60-х годов). Анализ многочисленных уроков разных классов по всем предметам, и в разных школах показал, что учителя нерационально используют 45 минут времени. А именно очень много времени тратится на проверку домашних заданий, мало его остается на изучение нового материала. И основная задача урока — учение школьника— выполняется неэффективно. Поэтому учитель, чтобы школьник знал материал, дает домашние задания в большом объеме. И ученик, по сути, большую часть нового материала вынужден учить дома самостоятельно, а на уроке — при проверке задания — отчитаться, как он его выучил. Домашнее задание на следующем уроке снова нужно проверять, опять же отрывая от обучения много времени, так необходимого на усвоение нового материала. И вот порочный круг: большой объем домашних заданий вызван тем, что на уроке не успели изучить весь материал, а проверка домашнего задания на следующем уроке создает дефицит времени и напряжение при изучении нового. Где же выход из этого заколдованного круга? Липецкие учителя, его нашли в том, что отказались от членения (разбивки) урока на такие традиционные этапы, как проверка домашнего задания, изложение нового материала, закрепление и дача домашнего задания. Они решили объединить их все в едином процессе (отсюда и название урока “объединенный”): новый материал изучается на уроке по частям, тут же идут упражнения, широко практикуется комментирование, которое предупреждает ошибки у учащихся, одновременно проверяется усвоение материала и сегодняшней, и предыдущей темы. И так— весь урок. Проверка знаний как самостоятельный этап как бы растворяется во всем уроке, по сути, она проводится на всем его протяжении. Поскольку весь материал изучается и закрепляется на уроке, то отпадает надобность в домашних ниях. А как же учитывать знания учеников? Вот здесь-то и придумали пецкие учителя “поурочный балл”. В начале темы уже говорилось, что контроль предполагает проверку и наблюдение. В опыте же липецких учителей вместо проверки проводится наблюдение за работой учащихся на протяжении всего урока от его первой минуты до последней. Учитель учитывает активность школьника на уроке: как он работает при изучении нового материала, задавал ли он учителю или классу вопросы, отвечал ли, правильно ли комментировал, исправлял ли ошибки свои и товарищей, приводил ли примеры, верно ли анализировал задачи, участвовал ли в обобщении материала и т.д. Все, что делал ученик на уроке, учитель не выпускает из поля зрения и учитывает. Результатом его наблюдений и учета становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в поурочном балле. Учитель выставляет их 10-12 учащимся по окончании урока, комментирует перед классом. Следовательно, поурочный балл стимулирует познавательную активность учащихся на уроке, позволяет вести учет знания и развития одновременно многих учащихся. Но здесь есть опасность, что некоторые пассивные ребята останутся без внимания учителя. В то же время наблюдения показывают, что, получив высокий балл за только что изученный материал, иной ученик к нему больше не возвращается. Полученная отметка становится для него самоцелью. И потому учитель использует поурочный балл вместе с другими организационными формами контроля. ^ Формы контроля по их внешнему выражению. Если мы до сих пор рассуждали о формах организации контроля, то теперь кратко остановимся на тех формах, которые можно назвать внешними. Это— контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен. По сути, о них мы уже так или иначе говорили, а сейчас охарактеризуем их в общей системе учебного процесса как формы контроля. ^ Контрольный урок и контрольное практическое занятие. В системе учебных занятий они составляют необходимое звено и проводятся в виде итогового контроля после изучения большого раздела учебного предмета или в конце учебной четверти, полугодия, года. При этом все занятие посвящается контрольной работе, “инструментами” которой являются диктант, сочинение, изложение (по языковым дисциплинам, литературе, истории), письменная контрольная работа (по математике, физике, химии), графические и практические занятия (по труду, физкультуре, биологии, географии). Здесь ученик показывает качество знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных способностей. Опрос, коллоквиум имеют в виду проверить теоретическую готовность школьника к проведению практических занятий. Их успешная сдача является условием допуска к таким занятиям. Зачеты, экзамены переводные и выпускные мы уже охарактеризовали ранее.
|