загрузка...
Цели:
создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям;
знакомство с русским фольклором (колядки, гадания, пословицы, песни, частушки
Оформление
1.Костюмы: колядовщики –валенки, рукавицы, шубы. платки, торба, звезда
Ряженые - овчин, шубы. маски, валенки, палки, кнуты.
Изба,печка-чугуны,ухват,досточки,веник,ведра,коромысло,скамейка,ковёр.
Ход праздника
Ведущий:Святки- так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.По древнерусскому верованию в продолжение святок открыты все сокровища рая,а Новорожденный бог странствует по земле и рассыпает щедрые дары! О чём попросишь в молитве,то и получишь.
Символ рая – вечнозелёная ель, которую принято наряжать в ночь под Рождество и оставлять убранной в течение всех святок.
Святки праздновались всеми,но в основе своей это был праздник молодёжи:её игры.песни,обходы домов.посиделки,гадания – создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
Праздник начинается! Гости мои дорогие, Пожилые и молодые! Собрались мы с вами для беседушки, Собрались мы с вами для забавушки. 1-й ученик. Как когда-то наши прадедушки, Ну а с ними прабабушки. 2-й ученик. Приходили на веселые святки, На песни всем миром да загадки. 1-й ученик. А что такое святки? 2-й ученик. Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, Веселились две недели. 1-й ученик. От Рождества и до Крещения, Приготовив угощенье, Пели разные колядки, По дворам ходили в святки. 2-й ученик. Наряжались и шутили, Праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас Встретим мы его у нас. Ведущая.
Раз в крещенский вечерок…
1дев.- Девицы –подружки,что за шум на улице?
2 дев.-Да это никак колядовщики к нам идут.
3 дев.- Готовьте скорее подарки и угощения.
( Малыши заходят с песней «Пошла коляда»)
Пошла коляда с конца в конец,
Ай, коляда,колядица моя!
Зашла коляда к Марье на двор.
Ай, коляда, колядица моя!
А,Марьюшка,наша ластушка,
Ай , коляда, колядица моя!
Пришла коляда,отворяй ворота!
Ай,коляд,коляда,колядица моя!
Гуси –лебеди летели!
Мы малешеньки,
Колядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
2.А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Наделил бы нас господь
И житьём и бытьём
И богатством.
( кланяются хозяевам)
Песня « Ой,Коляда,Коляда»
1.Ой,коляда .коляда,
Посконная борода!
Таусень! Таусень!
2.Открывайте,ворота,
Выноси кА пирога!
Таусень! Таусень!
3.Кто подаст каши-
Золотые чаши.
Таусень! Таусень!
4.Кто даёт свежины –
Золотые чугуны.
Таусень! Таусень!
5. Кто подаст лепёшки-
Золотые окошки.
Таусень! Таусень!
6.Подавай, не ломай,
Неси целый каравай!
Таусень! Таусень!
А кто не даст ни копейки-
Завалим лазейки,
4. Кто не даст лепёшки –
Завалим окошки.
5.Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога.
6. Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
7. Кто не даст свежины –
Тем расколем чугуны!
8.Открывайие сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин! Ведущая. Колядки, колядки, Собрались ребятки. По деревне пошли, Вместе Коляду нашли. Коляда-моляда Всех ребят созвала, Всех ребят созвала, Всем гостинцы раздала.
Хозяин с Хозяйкой и Бабушкой выносят угощения и приглашают детей к чаю.
Песня «Ай. Спасибо хозяюшке»
Ай,спасибо хозяюшке
За мягкие пирожки!
Ай люли,ай люли
За мягкие пирожки!
Да спасибо тому,
Кто хозяин во дому!
Ай ли,ай, Люли,
Кто хозяин во дому!
9. Спасибо этому дому! ( кланяются)
Айда к другому.( Пошла Коляда)
Ведущий: После шумного, весёлого обхода домов, молодёжь собиралась в посиделочной избе.Для девушек главным смыслом и целью святочных вечеров были гадания.Как только не гадали девушки?!Ходили слушать на перекрёсток собак, подслушивали под окнами семейные разговоры, бросали валенки за ворота.Очень распространено было гадание с помощью петуха.
(Заходят девушки)
Девушка: А мы снег для бани собирали.Баня с водой из крещенского снега всё исправит.
Девушка6Снеговая баня красоты прибавит.
Хозяйка: Уж вы,кумушки.подруженьки мои,
Проходите, посидите у меня,
Пособите думу думати,
Пособите мне отгадывати,
Отгадаете – не сказывайте.
Ведущий: « В старинные вечера» девушки гадали особенно много и по-разному,ночи напролёт,меняя способы и формы испытания судьбы.
( Собирают на блюдо серьги, кольца и т.д)
Песня : Гадай, гадай девица
В коей руке былица,
Былица достанется,
Жизнь пойдёт, покатится,
Попрегожей срядится,
Молодцу достанется.
Гадания под подблюдные песни начинались с обязательной песни хлебу и соли.
(Вынимают из- под платка вещички и поют соответствующую песню).
(Иголка ) Ползёт ёжик
По завалинке
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели – добро.
(Зерно) Летел соловей
Через житеньку,
Несёт соловей
Жита горсточку.
Кому мы поём,
Тому честь воздаём.
(Нитки) На загнётке сижу.
Долги нитки вожу,
Ещё посижу,
Ещё повожу.
(Монетка) Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели – добро!
(Серьга) Рылся котёнок
на завалинке,
Вырыл котёнок жемчужинку,
Диво ули ляду,
КОМУ СПЕЛИ – ДОБРО!
(Кольцо) Рылась курочка
На завалинке,
Вырыла курочка
Золотой перстень.
Мы этим перстом
Обручалися.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется!
( Обращается к девушке, которой выпало одиночество)
Дев.- Не печалься,подруженька,что выпало тебе одиночество.Говорят,что в эту богоявленскую ночь,небо открывается.О чём открытому небу помолишься,то сбудется.Пойдем во двор « примечать звёзды»,просить их об ускорении свадьбы.
(Все девушки подходят к открытой двери)
Ай звёзды,звёзды,звёздочки.
Все вы.звёзды.
Одной матушки!
Засылайте сватей
По миру крещеному,
Состряпайте свадебку
Для мира крещеного,
Для красной девицы,
Свет родимой…..(имя)
Дев. – А что, подруженьки,кто не забоится со мной в баню пойти по зеркалам со свечами гадать?
Дев.- Нет,Нет.Не ходите.Говорят в « страшные вечера» нечистая сила настолько беснуется,что даже на посиделки может заявиться.
( Девушк: Ох,ах…ставят кресты мелом на дверях, окнах, стенах)
(Все замолкают,а за дверью голос) Мальчик: Кто тут нечистую силу вспоминает?
(Девушки визжат,в избу вбегают,ряженые все перемазанные.всех целуют,мажут,щиплют)
Дев._ Подруженьки,гоните нечистую из избы.кто чем может.(Берут веники,ухваты и всех ряженых выгоняют.)
Дев.Прогнали нечисть,теперь и повеселиться не грех.
Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали. Ведущая. У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный — фант.
Проводится игра «Ведьмина метелка». Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Летом спят, а зимой бегут. В гору деревяшка, под гору — коняшка. (Сани).
Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке).
Глянули в оконце, — Лежит белое суконце. (Снег).
Трескучий ядрен Намостил мостен; По дворам пробежал, Все окна расписал. (Мороз).
Текло, текло и легло под стекло. (Лед).
Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).
Белый Тихон С неба спихан, Где пробегает — Ковром устилает. (Снег).
С детьми проводится еще несколько игр.
«Чудеса в решете» 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
«Дедкины потешки» Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. а) «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая). Вязку сушек Сушил Сашка на суше. У Сережи в сапожки Попали сережки. Галка-копалка, Куда-то подевал-ка. Подберезовик у березы Зараспереподберезывался. У дороги крутороги Повалили сена стоги. б) «Я начну пословицу, а вы закончите». Хором дружно отвечайте: Без труда... не вынешь рыбку из пруда. Делу время... — потехе час. Кто любит трудиться... тому без дела не сидится. Рукам работа... — душе праздник. Труд человека кормит... а лень портит. Терпенье и труд... все перетрут. Друга ищи, а найдешь... — береги. Других не суди ... на себя погляди. Играть играй, да дело... знай. в) Кто больше частушек знает.
Игра «Баба Яга» Дети встают в круг. В центре — водящий: Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей — «заколдовать»: как коснется ребенка — он застывает в любой позе. Баба ёжка, Костяная ножка, С печки упала, Ножку сломала, А потом и говорит: — У меня живот болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар. Пошла на лужайку — Испугала зайку.
Ведущая. Состязания заканчиваются. (Ведущая подводит итоги.
Дев.-Заводите,девчата. Хоровод!
Дев.- Вот уж полночь на дворе.Пора идти за водой на реку.
Дев. – Святая крещенская вода снимет грех святочных ряжений и озорства.
Мальчик:Больным помогает избавиться от болезней.
Дев. –Вода крещенская не портится, сколько бы она не простояла.
Дев.- А может кто из хлопцев и искупается в поруби –Иордани?
Мальчик: Как не искупаться.
Парень: Вот смоем все грехи, да свадьбы играть будем.
Ведущий: Праздником Крещения заканчиваются святки.
Все принимаются за работу, а дети – за прерванные занятия.
Пора за работу и нам. Делу – время, потехе – час.
Игра (презентация)
|