загрузка...
Героический эпос народа саха – олонхо берёт истоки из мифологии и религии. Этот шедевр устного народного творчества, дошедший до нас из глубины веков, ведает нам, что человек сошёл на эту Срединную землю с небес и несёт миссию умножения добра и света. Жители века нынешнего, мы видим бессмертие народа саха в возвращении к своим истокам, без чего гармоничное развитие, торжество жизни невозможно. «Разумом смерть победив», мы придём в будущее, являющее собой синтез мудрости наших предков и научно-технических достижений современного общества. То, что эпическое наследие наших предков признано на мировом уровне, свидетельствует о начале успешного восстановления духовности, возрождения национальных традиций, о нашем единении, о вступлении на путь воспетого в Олонхо бессмертия.
I. Ритуально-обрядовое действо Перед началом празднества местность очищается обрядом «Арчы»: разводится дымокур-түптэ, девушки в белых одеяниях в ритуальном танце обходят по кругу место түсүлгэ, куда должны спуститься божественные птицы. Появление летающих стерхов над какой-либо местностью порождает мысль о счастливой судьбе. А тому, кто увидит танец священных птиц, предвещается счастливое будущее. Стерх олицетворяет светлое, доброе, счастливое начало во всей нашей многоликой и изменяющейся жизни. Неотъемлемой частью этого Ысыаха является умилостивление духов местности проведения ритуального праздника. Алгысчыт – Благословитель, осуществляющий связь между высшими силами и жителями Срединного мира, в сопровождении непорочных 9 юношей и 8 девушек вступает на түсүлгэ. Все участники церемонии заряжаются благодатной энергией алгыс.
II. Официально-протокольная часть церемонии открытия Ысыаха Олонхо
III. Театрализованное представление «Узор Олонхо» Сценарий театрализованного открытия ысыаха Олонхо 2012 года, проводимого в Нюрбинском районе, разработан на основе олонхо Харитонова И.М. - Саахардаах Дьуона «Кулдус Бө5ө». В Олонхо Божества сходят на Срединную землю, чтобы основать род Айыы. У них рождается сын-богатырь, которому предназначено нести в мир свет и добро. Богатырь Айыы на пути к достижению всенародного счастья преодолевает все препятствия, черпая силы в безоглядной вере своих соплеменников и любви прекрасной девушки. В Олонхо противоборствуют две силы, символизирующие добро и зло: род человеческий (жизнеутверждающие светлые силы) и абаасы (нечистая сила), вокруг противостояния которых раскручивается сюжет олонхо. Богатыри противоположных сил находят общий язык, и богатырь Нижнего мира по своей доброй воле приходит на помощь богатырю рода Айыы, что означает перевес жизнеутверждающих светлых сил над тёмными силами. Привилегированной силой в этом выступает не физическое превосходство, а убеждение Богатырём Айыы противника в своей правоте. Кроме того, в олонхо нюрбинцев Богатыри рода Айыы желают сплотиться и жить в мире и согласии с представителями разных племён (народов). Содружество представителей противоборствующих сил может рассматриваться как особенность олонхо нюрбинских сказителей. По верованию народа саха, всё, что окружает человека, имеет дух. Дух слова – Священный Чыыбыстаан. А олонхо – детище слова – вершина устного народного творчества народа саха. Несомненно, у Олонхо тоже есть свой дух – Кут. Сердечная теплота, благопожелания участников и гостей «Ысыаха Олонхо-2012» восполняют Кут Олонхо благодатной энергией, и Олонхо обретает неиссякаемую силу, на века сохраняя духовное наследие нашего народа.
|