загрузка...
Ведущий Здравствуйте, дорогие гости! Мы приглашаем вас на Праздник знаний. Слышите, звенит колокольчик, он зовет нас на занятия после летних игр и прогулок.
Звенит колокольчик.
Мальчик-чтец Не сидели мы без дела — Быстро лето пролетело! Листья в воздухе кружатся — Время в школу собираться
Девочка-чтица Самуил Маршак
Первое Сентября! Первое Сентября! Первое Сентября – Первый день Календаря,
Потому что в этот день Все девчонки И мальчишки Городов И деревень Взяли сумки, Взяли книжки И помчались первый раз В класс!
Мальчик-чтец Лев Модзалевский Приглашение в школу
Дети, в школу собирайтесь – Петушок пропел давно! Попроворней одевайтесь – Смотрит солнышко в окно! Человек и зверь, и пташка – Все берутся за дела; С ношей тащится букашка, За медком летит пчела. Ясно поле, весел луг, Лес проснулся и шумит, Дятел носом тук да тук! Звонко иволга кричит. Рыбаки уж тянут сети, На лугу коса звенит... Помолясь, за книгу, дети! Бог лениться не велит!
Девочка-чтица Вера Инбер
Шелест книжных страниц Нам сопутствует в жизни повсюду: От бурлящих столиц До поселка у тихой запруды, От горячих низин До просторов Полярного круга, От кудрей до седин. Книга – нет у нас лучшего друга.
Ведущий А что, ребята, надо знать, чтобы уметь читать книги?
Дети отвечают.
Ведущий Чтобы уметь читать, надо знать азбуку. Помните пословицу: «Азбука – к грамоте ступенька».
Мальчик-чтец Нина Орлова
Я сложил крестом ладошки, Я головку наклонил, Батюшка взглянул с улыбкой – И меня благословил.
Я прошу благословенья На серьезное ученье. Я хочу благословиться, Чтобы азбуке учиться.
Ведущий Смотрите-ка, ребята, Азбука сама пришла к нам сегодня на праздник.
Девочка-школьница с большой книгой или плакатом-азбукой в руках. Перед нами русская Азбука. В ней 31 буква и 2 знака. Давайте вместе их пересчитаем...
Дети все вместе считают вслух.
Каждая из букв в азбуке имеет свое имя. А само слово «Азбука» сложилось из названий первых двух букв славянского алфавита.
Ведущий Может быть, кто-то помнит, как назывались первые две буквы славянской азбуки?
Школьница Назывались они «Аз» и «Буки».
Ведущий А зачем буквам имена?
Школьница Имена нужны буквам, чтобы можно было их различать и легче было их выговаривать. Ведь некоторые буквы звучат совсем не певуче: [б], [т], [к]… Поэтому пришлось придумать им имена: «Бэ», «Тэ», «Ка». Правда, так их называть удобнее?
Есть только шесть букв, которым не нужно было придумывать никаких других имен. Эти буквы обозначают гласные звуки, потому что поются. Название «гласная» произошло от слова «голос» (по-славянски – «глас»).
Выходят дети в шапочках с изображением гласных букв.
Школьница Есть буквы, что легко поются – Звучит свободно голос – глас. Они все гласными зовутся. Об этих буквах наш рассказ.
Буква «А» Вот «А» – она звучит глубоко.
Буква «О» А вот торжественная «О».
Буква «У» «У» – тянет грустно и широко.
Буква «И» «И» – вторит звонко и легко.
Буква «Э» И «Э» задумчивое льется, Грустит и плачет, и смеется.
Гласные все вместе И мы споем их по порядку И зарисуем их в тетрадку. А О У И Э.
Школьница У этих букв есть сестрицы, У каждой буквы по одной. Хоть не такие уж певицы, Но сестры схожи меж собой.
Звучанием они похожи И гласными зовутся тоже. Всех гласных – десять: Пять и пять. Мы все их можем прочитать.
Девочка с азбукой показывает указкой по очереди на все гласные буквы.
Дети все вместе читают: А О У Э И Я Ё Ю Е Ы.
Дети в шапочках с изображением гласных букв садятся на стульчики. Выходят дети в шапочках с изображением согласных букв.
Ведущий Кроме десяти гласных, в азбуке есть еще буквы, которые звучат совсем не певуче. Но если рядом с этими буквами поставить букву-певунью, то она поможет им запеть.
Согласные буквы Эти буквы называют согласными, Теми, что поются вместе с гласными. А знаете вы, ребята, наши имена?
Дети в шапочках с изображением согласных букв по очереди произносят сначала звук, а потом название своей буквы.
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [к] [л] [м] [н] «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «жэ» «зэ» «ка» «эль» «эм» «эн»
[п] [р] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ] «пэ» «эр» «эс» «тэ» «эф» «ха» «цэ» «чэ» «ша» «ща»
Школьница Для того чтобы согласные запели, мы будем ставить рядом с ними гласную «А» или другую букву-певунью.
Играет хороводная музыка. Гласные и согласные буквы встают в хоровод.
Ведущий Как во море-окияне, да во ласковом, Да на острове зеленом, цвет диковинном Жили труженицы пчелки – десять улеев, Десять улеев, на каждом знак таинственный. Знак таинственный, чудесный, знак загадочный. Коль узнаете вы их, мудрее станете.
Школьница Ребята, что это за знаки?
Дети Гласные буквы! Они имена согласных певучими делают.
Гласные и согласные выходят на парный танец. Дети-зрители называют буквы и прочитывают слоги.
Ведущий Смотрите-ка, оказывается, мы уже все буквы знаем! Но не только ребята, учась читать, знакомятся с буквами. Давайте споем веселую песенку про школу, которую открыл для бабочек, стрекоз и букашек учитель Жук.
Дети исполняют старинную песню «Жук-учитель». Стихи К. Льдова, музыка А. Сергеева.
Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки, Пчелы, осы и шмели, Муравьи, сверчки, козявки На урок к Жуку пришли.
«А» – акула, «Б» – букашка, «В» – ворона, «Г» – глаза... Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза!
«Д» – дитя, «Е» – единица, «Ж» – жаркое, «З» – зима... Повторите, не сбиваясь: «И» – игрушка, «К» – кума!
Кто учиться хочет с толком, Пусть забудет в школе лень... «Л» – лисица, «М» – мартышка, «Н» – наука, «О» – олень.
«П» – петрушка, «Р» – ромашка, «С» – сверчок, «Т» – таракан, «У» – улитка, «Ф» – фиалка, «Х» – ходули, «Ц» – цыган.
Так наш Жук, махая лапкой, Учит азбуке стрекоз, Мушек, мошек и козявок, Муравьев, шмелей и ос.
Ведущий А теперь старшие ребята расскажут и покажут нам историю про мальчика Никиту и про воробушка, которого Никита подобрал в начале лета.
Понятно стало Шуточная сценка по мотивам рассказа из детского журнала «Светлячок» начала ХХ века, № 19 за 1917 год.
Действующие лица Рассказчик Мальчик Никита Воробушек
Рассказчик Жил-был на свете мальчик Никита, учился он в первом классе, умел читать и писать и очень любил разные книжки. А у Никиты был ручной воробушек. Воробушек целый день по комнате летает, корм клюет, чирикает. А Никита, как приходит из школы, сидит над своими книжками, оторваться не может. Удивляется воробушек:
Воробушек И что это наш Никита все сидит за книжками, с места не сходит? Ну, мне на волю вылететь не позволяют. А ему кто мешает?.. Видно, больно лакомо ему здесь сидеть.
Рассказчик Вот как-то раз отправился Никита в школу, а воробушка выпустил из клетки. Воробушек подлетел к столу и сел у раскрытой книги.
Воробушек Что же в этих книгах хорошего? Кругом черные палочки какие-то, и ни одной клювом не сковырнешь.
Рассказчик Тут смотрит воробушек – из книги книжный червячок высовывается. Ухватил его воробушек клювом, проглотил и говорит:
Воробушек Вот это вкусно! Теперь я понимаю, почему мой хозяин по целым дням сидит над книгой и знать ничего другого не хочет.
Ведущий Как вы думаете, ребята, а на самом деле, почему Никита, да и все мы так любим книги читать? Почему воробушку это непонятно?
Дети с мест отвечают на вопросы ведущего.
Ведущий Из книг мы узнаем много нового и интересного, с радостью или грустью следим за приключениями героев книг. Начитанность и любовь к книгам говорят о культуре человека. Это трудно понять сказочному воробушку.
А сейчас мы хотим показать вам, ребята, еще несколько инсценировок по мотивам старинных, написанных больше ста лет назад, стихотворений.
Дети показывают сценку «Кончил дело – гуляй смело».
Кончил дело – гуляй смело Инсценировка по мотивам стихотворения Льва Модзалевского.
Действующие лица Рассказчик Мальчик Солнышко Птичка Вишня
Рассказчик За уроками давно У окна дитя сидит, И давно уже в окно Солнце мальчика манит.
Солнце Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Рассказчик А мальчик-то солнцу в ответ:
Мальчик Нет, ясное солнышко, нет! Сейчас мне прогулка не впрок – Дай прежде окончу урок!
Рассказчик Мальчик пишет и читает, А на ветке, за окном, Птичка звонко распевает И поет все об одном.
Птичка Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Рассказчик А мальчик-то птичке в ответ:
Мальчик Нет, милая пташечка, нет! Сейчас мне прогулка не впрок – Дай прежде окончу урок!
Рассказчик Мальчик все сидит за книгой И в окно уж не глядит; А ему давно из сада Вишня красная твердит:
Вишня Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Рассказчик А мальчик-то вишне в ответ:
Мальчик Нет, красная вишенка, нет! Сейчас мне прогулка не впрок – Дай прежде окончу урок!
Рассказчик Кончил мальчик! Сделал дело! Свой учебник положил, Прыгнул в сад и крикнул смело:
Мальчик Ну-ка, кто меня манил?
Все вместе Ему солнышко смеется, Ему пташечка поет, Ему вишенка, краснея, Свои ветки подает.
Три девочки и мальчик читают по ролям стихи Раисы Кудашевой.
В школу
1-я девочка Дни осенние пришли; Детки летом подросли... Полно дома баловаться, Время в школу отправляться! Сумки, книжки – тут как тут!
2-я девочка Детки плачут, не идут:
3-я девочка – Мы что знали – всё забыли И стихи не повторили!
Мальчик – Долго тянется урок, И учитель очень строг!
Из школы
1-я девочка День прошел... Бегут гурьбой Наши школьники домой. Рады все, развеселились:
2-я девочка Ах, как славно мы учились!
3-я девочка Я две сказочки прочла!..
2-я девочка Я все пальчики сочла!..
1-я девочка Я писала все в тетрадку!
Мальчик Я срисовывал лошадку!..
Все дети вместе Завтра все пойдем опять, Как бы только не проспать!
Ведущий Непростое дело – ученье. Как часто нам с вами бывает трудно на занятиях, хочется оставить серьезное дело, развлечься, отдохнуть. Но успеха добивается тот ученик, который не боится трудностей, просит у Бога помощи и усердно занимается.
Мальчик Нина Орлова
Я учусь читать слова – Разболелась голова! Вместо «булка» – Вышло «бука»; Вместо «Мурка» – Вышло «мука». Вот мученье так мученье! Не дается мне ученье. Я не плачу, я креплюсь, Часто Господу молюсь.
Пусть пока что я невежда, Но во мне живет надежда!
Ведущий Давайте же и мы с вами не терять надежды на успех в овладении грамотой и на помощь Божию в нашем учении.
Дети могут спеть любые знакомые песенки и почитать стихи об учении и о школе.
|