загрузка...
Действующие лица: 1-й ученик 2-й ученик 3-й ученик 4-й ученик 5-й ученик 6-й ученик 7-й ученик 8-й ученик 9-й ученик 10-й ученик 11-й ученик 12-й ученик 13-й ученик 14-й ученик 15-й ученик 16-й ученик 17-й ученик 18-й ученик 19-й ученик 20-й ученик 21-й ученик 22-й ученик 23-й ученик 24-й ученик 25-й ученик 26-й ученик 27-й ученик 28-й ученик 29-й ученик 30-й ученик 31-й ученик 32-й ученик 33-й ученик 34-й ученик 35-й ученик 36-й ученик.
На праздник советуем пригласить ветеранов Великой Отечественной войны и труда, тех, кто ковал победу над врагами. Их выступления будут составной частью сценария, что придаст всему особую эмоциональную окраску. Во время исполнения военных песен в грамзаписи можно через эпидиаскоп показывать слайды, использовать открытки с видами городов-героев, памятников, включить документальные кинокадры, фотографии.
1-й ученик. Более шестидесяти лет отделяют нас от тех суровых и грозных лет. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Но не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, ветераны войны. 2-й ученик. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы. 3-й ученик. «Когда говорят пушки, музы молчат», — гласит поговорка. Но с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. 4-й ученик. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенную роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы! 5-й ученик. И слова тех честных песен звали За Отчизну биться до конца, И от песен слёзы застывали Каплями смертельного свинца.
На экране — документальные фотографии первых дней войны. Звучит запись песни «Священная война» в исполнении Краснознамённого ансамбля Советской Армии имени А. Александрова.
6-й ученик. Для одних война стала далёким воспоминанием, для других — историей. Но и сегодня ни один не остаётся равнодушным, когда слышит по радио «главную песню Великой Отечественной войны», написанную впервые её дни поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. «Священная война» — это «песня-воин, песня-полководец, песня-пророк». Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песню впервые исполнили на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. 7-й ученик. Ветеран Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю. А. Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост — своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио... Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам — исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слёзы в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пели мы «Священную войну». 8-й ученик. С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. Каждое утро после боя кремлёвских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озарённые пламенем дни начала войны, она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших свою Родину.
Звучит запись песни «Священная война». Затем предоставляется слово ветерану. Звучит вступление «Песни о Днепре» М. Фрадкина. На экране — вид города-героя Киева, фотопортреты авторов песни.
9-й ученик. В начале войны поэт Евгений Долматовский работал корреспондентом «Комсомольской правды» на Украине. Вместе с одной из воинских частей он оказался в окружении на правом берегу Днепра. Шёл октябрь 1941 года. «Когда я шёл по селам оккупированной Украины, выбираясь из окружения, — вспоминал поэт, — когда переправлялся через Днепр, всё складывалась, складывалась песня...»
Звучит вся песня.
10-й ученик. Это была «Песня о Днепре» композитора Марка Фрадкина, одна из первых песен о войне, появившихся в самом её начале. В стихах Долматовского отразились боль и страдания украинского народа, вера в то, что Днепр будет ещё нашим, мы победим. Как весенний Днепр, всех врагов сметёт наша армия, наш народ. 11-й ученик. Подобно другим произведениям, «Песня о Днепре» стала символом несгибаемого духа нашего народа, своеобразным памятником тем героическим дням. Мелодию песни разносят куранты в Херсоне, слова её выведены на обелиске в Новой Каховке, строки из песни высечены на мемориальной стене, воздвигнутой на берегу Днепра. Мелодия песни звучит в Киеве на могиле Неизвестного солдата, у обелисков и памятников героям Великой Отечественной войны.
По ходу рассказа через эпидиаскоп демонстрируются открытки с видами перечисленных памятников или диапозитивы. Если на утреннике присутствует ветеран войны, боец Украинского фронта, ему предоставляют слово для небольшого рассказа-воспоминания.
12-й ученик. В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих десен заключалась в том, что они были тихие, повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершённые в тылу врага. 13-й ученик. Это вы, народные мстители, Лихой комсомольский отряд. Над вами чуткими листьями В ночи деревья шумят. Вы только что вышли из боя — Уже отдохнуть пора, Но кажется вам пальбою Потрескивание костра. А кто-то, кажется, ранен — Белеют ленты бинтов, Но завтра утренней ранью Он вновь сражаться готов. 14-й ученик. Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать... песню. Этот «заказ» выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов. Авторы написали партизанскую песню «Шумел сурово брянский лес», премьера которой состоялась в партизанском крае, окружённом со всех сторон врагами.
Звучит фрагмент песни. Через эпидиаскоп показывают открытку с видом монумента в Брянске, брянские леса.
15-й ученик. На площади Партизан в Брянске высится величественный монумент в память тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в годы войны. На постаменте выгравированы слова: Шумел сурово брянский лес. Спускались синие туманы. И сосны слышали окрест, Как шли с победой партизаны. Каждый час на площади звучат куранты, выбивающие первые такты мелодии, которая была грозным оружием в борьбе с врагами. Так спустя десятилетия после освобождения Брянска песня зазвучала вновь — в музыке и граните. Ее мелодия стала позывными Брянского областного радио.
Звучит вся песня «Шумел сурово брянский лес». Затем выступает ветеран войны, партизан.
16-й ученик. Песни военных лет... Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной: героические и патриотические, лирические и трагические, весёлые и грустные, общественные и личные. Об одном трагическом эпизоде войны повествует популярная песня Бориса Мокроусова и Александра Жарова «Заветный камень», которую сами авторы назвали «Черноморской легендой». 17-й ученик. Писатель Леонид Соловьёв на страницах газеты «Красный флот» рассказал легенду о севастопольском камне. После кровопролитных боёв наши войска покидали полуразрушенный Севастополь. Один из вражеских снарядов, разорвавшись на набережной около памятника «Погибшим кораблям», отбил гранитный осколок от парапета. Кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, который, уходя из Севастополя, поклялся вернуться сюда и положить камень на место. 18-й ученик. Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым друзьям с наказом вернуть его в Севастополь. Воин-снайпер, получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу-разведчику. Потом завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулемётчиков, лётчиков. Каждый стремился выполнить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю. Такова легенда, рожденная героическим временем и имевшая в своей основе реальный факт.
Звучит песня «Заветный камень». На экране — открытки с видами Севастополя. Звучит вступление к песне «Прощайте, скалистые горы».
19-й ученик. Среди лучших песен о море и моряках есть замечательная мужественная песня «Прощайте, скалистые горы». Боец морской пехоты, а позднее сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин написал стихотворение «Не жить мне без моря», которое начиналось строками: Прощайте, скалистые горы, На подвиг Отчизна зовёт! Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход. 20-й ученик. Стихотворение было посвящено морякам героического гарнизона полуострова Рыбачий. В 1943 году композитор Евгений Жарковский, морской офицер, который почти всю войну воевал на Северном флоте, положил эти стихи на музыку. Написанная в форме солдатского вальса, песня стала одной из любимых североморцами и защитниками Заполярья.
Звучит песня «Прощайте, скалистые горы».
21-й ученик. Война... Жестокая война Не первый месяц длится. Жизнь, как струна, напряжена, В опасности столица. Всё громче злобный вой ветров, На взрывы дни похожи, А сводки Совинформбюро Тревожней всё и строже.
Звучит вступление к песне «Дорогая моя столица».
22-й ученик. Песня о Москве «Дорогая моя столица» появилась почти случайно. Автор её не москвич, он родился у Чёрного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда и ушёл на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала «Новый мир», Лисянский успел передать секретарю редакции, своё стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор Исаак Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи. 23-й ученик. Песня была близка и дорога не только москвичам и участникам боёв за столицу Её знали и любили на всех фронтах и в далёком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей. Минули годы, выросло поколение, не знающее, что такое война, но и для них песня о Москве остаётся памятником мужеству, верности и долгу столице. 24-й ученик. Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле. На 23-м километре Ленинградского шоссе воздвигнут монумент в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой: три железобетонных «ежа» из противотанкового заграждения стоят у шоссе. На гранитном барельефе памятника символа высечены знакомые всем слова: И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова...
Звучит песня «Дорогая моя столица».
25-й ученик. Через 25 лет после Победы автор песни поэт Марк Лисянский посвятил стихи этому памятнику под Москвой: На двадцать третьем километре По Ленинградскому шоссе, Где только вехи, только ветры И нависающие ветви То в снежной пене, то в росе, — Стоят открыто перед всеми У беспощадной той межи Противотанковой системы Окаменевшие ежи. 26-й ученик. Битва под Москвой — первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора Константина Листова на слова поэта Алексея Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь...».
Звучит вступление к песне.
27-й ученик. Когда на смерть идут — поют, А перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою — Час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг И почернел от пыли минной. И умирает друг. И значит, смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черёд. За мной одним идёт охота. Будь проклят сорок первый год — Ты, вмерзшая в снега пехота. 28-й ученик. Алексей Сурков говорил о своей песне: «Уже с первых дней войны мы почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет не только лозунга и пафосного призыва, но и теплого лирического слова, чтобы разрядиться от перегрузки тем страшным, что обрушила на него жестокая война. А родилась эта песня случайно... Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. Написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что - нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...»
Звучат первый и второй куплеты песни.
29-й ученик. Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Шестнадцать стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя всё, что переполняло в те дни душу каждого бойца: ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — были не только поэтическим образом, но и реальностью.
Звучат третий и четвёртый куплеты песни. Об исторических днях обороны столицы рассказывает ветеран войны, защитник Москвы.
30-й ученик. На фронте среди солдат очень популярны были весёлые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром Александр Твардовский устами своего бессмертного героя Василия Тёркина сказал: Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой. Фронтовые концерты непременно включали весёлые стихи, комедийные сценки, частушки и, конечно, песни. И, пожалуй, самой распространённой из них была песня Василия Соловьёва-Седого на слова Александра Фатьянова «На солнечной поляночке».
Звучит песня «На солнечной поляночке».
31-й ученик. 1945 год. Уже виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей всё чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен — «Дороги».
Звучит песня «Дороги».
32-й ученик. Автор песни — композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин — создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который трудными солдатскими дорогами шёл к Победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и несокрушимая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь на этих страшных дорогах войны: Снег ли, ветер — Вспомним, друзья. Нам дороги эти Позабыть нельзя.
33-й ученик. Огромный успех песни, родной и близкой для миллионов людей, точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, назвавший песню «Дороги» в числе своих любимых произведений, рядом с песнями «Священная война» и «Соловьи»: «Это — бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа». 34-й ученик. Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года. 35-й ученик. Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен — «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.
Звучит фрагмент песни «День Победы».
36-й ученик. Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника — Дня Победы — песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.
Все участники праздника поют песню Д. Тухманова «День Победы».
|