загрузка...
Урок мужества
Оформление: Стена затянута красной тканью. Часть ткани расписана в виде старой разрушенной взрывами кирпичной стены, опутанной колючей проволокой. На кирпичах чёрным написаны цифры погибших, пропавших без вести и др. данные. В центре стены изображение памятника Мамаева-Кургана - тянущая из земли рука с факелом. Вверху стены косяк журавлей. Желательно сделать их объёмными. На сцене в ряд установлены три больших гильзы, куда в конце каждой тематической части устанавливаются цветы как дань памяти павшим. По всей сцене на разных уровнях устанавливаются свечи. Сбоку экран для демонстрации слайдов.
Фонограмма А. Розенбаума "Красная стена" I куплет.
Ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников (сл. "Солдат в камне"). Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешанных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.
Фонограмма А. Розенбаума "Красная стена" - припев. Открывается занавес. Красная стена с цифрами.
Чтец: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 55 лет всё и ждут и ждут запаздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
Ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рожд., 18-летних с войны вернулся только 1.
Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано.
Ведущий: Было убито 16 747 чел., ранено 33 782, от голода умерли 641 803 человек, осталось без крова 716 000 мирных жителей.
Чтец: Вместо супа - Бурда из столярного клея, Вместо чая - Заварка сосновой хвои, Это было б ничего, Только руки немеют, Только ноги Становятся вдруг не свои. Только сердце Внезапно сожмётся как ёжик, И глухие удары пойдут невпопад... Сердце! Надо стучать, если даже не можешь Ведь на наших сердцах - Ленинград! Бей сердце! Стучи несмотря на усталость, Слышишь: Город клянётся, что враг не пройдёт! ... Сотый день догорает Как потом оказалось. Впереди ещё 800 !
Ведущий: Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.
Чтец: Они лежали на снегу Недалеко от города. Они везли сюда муку И умирали с голода.
Фонограмма А. Розенбаума "Дорога жизни"
Ведущий: Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой.
Чтец: Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг. Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива, Затаив свои дыханья, слышит мир Твои слова. Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.
Чтец: Сломя зловещий гул орудий Пронеслась войны гроза. Но всё также память людям Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, Но на скорбном Пискарёвском Обожгут сердца слова: Здесь лежат ленинградцы: Здесь горожане - мужчины, женщины, дети Рядом с ними солдаты - красноармейцы. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням. Никто не забыт и ничто не забыто.
Музыка. Слайды.
Чтец: Здесь всегда тихо. Здесь говорит история. Здесь говорит подвиг. Здесь говорит нетленная память народа О героях великой битвы ... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил. Время - лекарь. И эту роль Повторяет оно со всеми. Но бывает Людская боль, Над которой Не властно время. Вот опять Через несколько лет! Эта женщина В День Победы Не венок, не цветок, а хлеб Принесла на могилу деду...
(Высвечивается кусок хлеба в 125 г.) Песня А. Розенбаума "А может не было войны"
Ведущий:Своё стихотворение читает автор- ученик 8 "В" класса Сивиркин Фома. Мы знаем, вы не зря страдали, Вы гордо всё стерпеть смогли. Спасибо, что людей спасали И нас ценою жертв спасли.
Вам не забыть всех тех мучений, Через которые прошли. Но спустя много поколений Вас знают даже малыши.
И сквозь столетья ваша слава Мы знаем точно, пролетит. С людьми такими, как тогда вы Всегда Россия победит.
Ведущий:Я думаю о тех, кто не вернулся. И сегодня опять достану старые карточки своих 20-летних друзей и товарищей. И когда совсем догорит закат, я не включу свет. Зажгу белые свечи и память о них: и рядом со мной сядут Мишка-танкист, Катя-санитарка, Иван...
Музыка Я. Френкеля "Журавли". Зажигаются свечи.
Ведущий: Мы не будем говорить про войну, разве совсем немножко. Я доскажу им, когда и чем кончилась она. И буду сидеть, пока не догорят белые свечи.
Слайды.
Ведущий: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины: * стремление быть достойными их * наш долг ушедшим без времени неоплачен * наш долг любить Родину так как они * сделать для народа всё, что они не успели. Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!
ЗЕМНОЙ ВАМ ПОКЛОН!
|