загрузка...
Подготовка: Воспитатели рассказывают детям о Рождении, Жизни, Распятии и Воскресении Христа. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником, показывают репродукции или слайды работ известных художников на темы Воскресения Христа. Для пасхальных яиц мамы заранее готовят сумочки, связанные крючком из разноцветных ниток.
Оформление зала: Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
Действующие лица: Дети, воспитатели, Музыкальный руководитель:
Дети входят, свободно группируясь, парами. Мальчики провожают девочек на место, сами садятся напротив них.
Ведущий (с низким поклоном): Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Начинается Святая Пасхальная неделя (Светлая седмица). Много интересного узнали мы о празднике Пасхи. Называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Скажите мне, дети, какое угощение готовят для пасхального стола?
Дети: Сырная пасха, куличи, крашеные яйца.
Ведущий: Этот день знаменит не только вкусным угощением. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько copyright-by-праздник волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть, и веселиться красное солнышко. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскресе. Воистину Воскресе», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».
Музыкальный руководитель: Мы послушаем с вами сейчас церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор — русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент — голос человека.
Дети слушают фрагмент концерта для хора «Вознесу Тя, Боже мой» Д. Бортнянского в грамзаписи (или другую духовную музыку на выбор музыкального руководителя).
Музыкальный руководитель: В этот день в церквях звонили колокола. Звонили по-особому торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Колокол дремавший Разбудил поля. Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон. С. Есенин.
Ведущий: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод.
Дети заводят хоровод. Читают.
1-й ребенок: Синички — сестрички, Чечетки — тетки, Кулички — мужички, Скворцы — молодцы, Из-за моря к нам летите, Весну красную несите! С шелковой травой, С жемчужной росой, С теплым солнышком, С пшеничным зернышком!
2-й ребенок: Веема, весна, на чем пришла? На сохе, на бороне, на чужой стороне. Мужички, старички, вы тащите сошнички, А бабушки — по копеечке.
Исполняют «Песенку-закличку».
3-й ребенок: Солнышко катилось по западу, Красное катилось по темному. Светел месяц на востоке, Он светит, не померкнет… Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко… Распахнула окошко: Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Исполняют песню «Весняночка».
4-й ребенок: Гори, солнце, ярче, Лето будет жарче И зима — теплее, а весна — милее! В лесу вырастут грибы, В огороде — бобы, В поле — рожь и ячмень, В саду — зелен хмель.
5-й ребенок: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными!
Исполняется пляска под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка».
Описание движений: Дети стоят парами по кругу, руки — лодочкой. Такты 1—2. Простая «гармошка» (носочки-пяточки 2 раза). Такты 3—4. Шаг в круг с притопом. Шаг обратно с притопом. Такты 5—6. Повторение движений 1—2-го тактов. Такты 7—8. Повторение движений 3—4-го тактов. Такт 9. Дети берутся за руки (правыми руками), делают шаг навстречу друг другу, на вторую четверть приставляют левую ногу к правой. Такт 10. Тем же шагом с левой ноги возвращаются в и. п. Такты 11—12. Кружатся на месте на шаге. Такты 13—14. Повторение движений 9—10-го тактов. Такты 15—16. Переход к другому партнеру (переходят девочки). Новые пары кланяются. Пляска исполняется 2—3 раза.
Проводится игра «Венок» (или другая, по выбору музыкального руководителя). Дети садятся на места. Девочки-солистки исполняют народную песню «Ой, есть в лесу калина».
Ведущий: Эй, парнишки и девчушки, Не хотите ль спеть частушки? Для друзей и для гостей Запевайте веселей!
Дети поют полюбившиеся частушки.
Мальчик: Эх, шире круг, Рукавички с рук. Моя правая нога Захотела трепака. Пошел плясать, Свою барыню казатъ. Вот он, вот она, Вот и барыня моя!
Ведущий: Приглашаю вас на веселый перепляс. А ну, добры молодцы, красны девицы, постарайтесь, свое умение покажите!
Перепляс с использованием русских плясовых движений. Исполняют группа девочек и группа мальчиков под грамзапись.
Ведущий: Меня тоже в свой круг возьмите! Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Читает считалку, выбирает козлика). Шла гора по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила, Кто не верит — это он, Выходи из круга вон!
Проводится игра «Бабушкин козлик» или другая народная игра (по выбору музыкального руководителя).
Ведущий: Хорошо плясали, хорошо играли, пора и за работу приниматься. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. Яйцо — символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. В Священном Писании сказано, что на Пасху Мария Магдалина, которая была в числе учеников Христа, подарила римскому императору Тиберию яйцо — символ вечной жизни. Это яйцо было красного цвета — цвета крови Христа, на нем была надпись «Христос Воскрес». Это означает, что Христос своим Воскресением и победой над Смертью подарил людям жизнь вечную в Боге. Когда-то в древности бытовала такая народная легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил любовь-Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». (Повторяет с детьми символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца). Сосна — долголетие и здоровье. Звезда — нравственная чистота, человеколюбие. Петушиный гребень — защита от нечисти. Дубовый лист — гармония. Солнце или меленка — к урожаю. Сорочьи лапки — символ сорока святых.
Затем ведущий приглашает детей за столы. Дети расписывают деревянные яйца фломастерами или акварелью. Звучат русские народные песни «Среди долин», «Липа вековая» в грамзаписи. Когда работа завершена, дети кладут яйца в сумочки, с поклоном дарят их гостям и уходят из зала.
|